Земельный налог: база, ставка, налогоплательщики

Земельный налог: база, ставка, налогоплательщики

Земельный налог – это налог местного значения, уплачиваемый в местный бюджет в зависимости от местонахождения объекта налогообложения. Основополагающие нормативные положения о налоге на землю содержаться в 31-й главе Налогового Кодекса РФ. Положения этой главы распространяются на муниципалитеты всех регионов РФ, однако власти на местах правления вправе изменять некоторые моменты в пределах общих правил.

Изменения, касающиеся земельного налога и произошедшие в 2015 года, можно прочитать здесь.

Налогоплательщики и объект налогообложения земельного налога

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Налогоплательщиками являются как юридические, так и физические лица, владеющие земельными участками на правах собственников, либо как постоянные пользователи, либо как пожизненные владельцы наследуемого имущества.

Налогом облагаются участки земли, находящиеся в пределах конкретного муниципального образования. Участок является объектом налогообложения, если он имеет свой кадастровый номер, и значится в государственном едином земельном реестре с указанием всех его характеристик (координат, категории, границ, размера).

Не облагается земельным налогом:

  • земля, находящаяся в аренде;
  • участки, переданные в срочное безвозмездное использование;
  • земли, входящие в состав водного и лесного фонда России;
  • земля, на которой расположены ценные объекты мирового наследия культуры, истории, археологии;
  • земельные территории, имеющие ограничения в обороте, а также вовсе изъятые из оборота согласно действующим законам РФ.

К земельным территориям, изъятым из оборота, относятся следующие объекты:

  • национальные парки и природные государственные заповедники;
  • участки, на которых размещены сооружения федеральной службы безопасности, федеральной службы исполнения наказаний, армейские объекты;
  • захоронения, кладбища.

Налоговая база по земельному налогу

Налоговая база для подсчета налога – это кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость устанавливается организациями, выбранными органами власти субъектов РФ методом размещения заказа и тем самым определения массовой оценки на определенную дату на базе актуальной рыночной стоимости.

Юридические лица, включая индивидуальных предпринимателей, узнают базовую стоимость самостоятельно из сведений, предоставляемых государственным кадастром недвижимости.

Для физических лиц полный расчет налога производят работники налоговых органов, используя сведения, представляемые им органами ведущими учет и контроль регистрируемого недвижимого имущества.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Налоговые ставки по земельному налогу

Ставки земельного налога определяют органы власти муниципальных образований, и закрепляются правовыми нормативными актами, однако они не могут быль более:

0,3 % от величины кадастровой стоимости следующих категорий участков:

  • сельскохозяйственных;
  • жилого фонда;
  • подсобных хозяйств и садовых товариществ.

1,5 % от величины кадастровой стоимости для остальных земельных участков.

Налоговые льготы

Законодательство РФ предусматривает налоговую льготу в виде уменьшения облагаемой земельным налогом стоимости земельного имущества в размере 10000 рублей для нескольких категорий населения:

  • Героев СССР и РФ;
  • инвалидов с детства, инвалидов I группы инвалидности, II группы, присвоенной до 01.01.2004 года;
  • участников Великой Отечественной войны, а также остальных боевых действий;
  • лиц, получивших воздействие радиации.

Согласно 395 статье НК РФ от обязанности начислять и уплачивать в бюджет земельный налог освобождаются:

  • бюджетные учреждения Министерства юстиции РФ;
  • религиозные организации;
  • общественные организации.

Снижение налоговой базы осуществляется на основании подтверждающих документов, представленных налогоплательщиком в ФНС по адресу принадлежащего ему имущества.

Порядок исчисления, уплаты и предоставления отчетности

Налоговый период – это календарный год, отчетный период – каждый квартал календарного года. Величина земельного налога определяется по прошествии налогового периода.

Методика расчета предельно проста, нужно соответствующую ставку помножить на налоговую базу. Для каждого отдельного земельного участка его налоговая база и налог рассчитываются отдельно. В случае владения землей несколькими лицами, следует выделить долю в участке для каждого собственника.

В течение года налогоплательщики (юридические лица) уплачивают ежеквартальный аванс по налогу в бюджет по месту расположения земельных участков. Физические же лица не производят авансовых платежей. Граждане уплачивают налог после получения уведомления об оплате от местной ФНС.

Не позднее 1 февраля налогоплательщики-юридические лица представляют декларации по налогу в налоговую инспекцию. Население перед налоговыми органами не отчитывается.

Лица, своевременно не уплатившие налог, обязаны погасить свою задолженность перед бюджетом, но не более чем за три предыдущих года.

Что является налоговой базой по земельному налогу?

Каждый гражданин или юридическое лицо, владеющие на праве собственности каким-либо имуществом, обязаны уплачивать с него налоги.

Земельный участок, являясь разновидностью недвижимости, подлежит налогообложению по отдельным ставкам и правилам.

Как определяется налоговая база по земельному налогу, многие владельцы участков не знают.

Размер уплачиваемых налогов в данном случае зависит прежде всего от площади земли, находящейся в собственности, и ее кадастровой стоимости, определенной на отчетную дату.

Земельный налог является местным налогом, следовательно, подлежит уплате в местный бюджет. По нему, как и по иным видам налогов и сборов, налогоплательщикам приходят налоговые уведомления, игнорировать которые не стоит, чтобы не получить дополнительные штрафы и пени за просрочку обязанности исполнения оплаты.

Все о земельном налоге

Налоговое законодательство меняется достаточно часто, Налоговый Кодекс чаще других кодифицированных актов получает новые редакции. Поэтому следует внимательно следить за последними налоговыми изменениями, актуальными на 2020 год. О них мы и расскажем далее.

Земельный налог – это налог, уплачиваемый физическими или юридическими лицами, которые владеют земельными участками на праве собственности, бессрочного пользования или пожизненно наследуемого владения.

Земельный налог является местным налогом, который вводится и прекращает своё действие на территории муниципальных образований на основании нормативных актов органов муниципальных образований.

Это не значит, что муниципальные власти вправе устанавливать размеры налогов в любом порядке. Все их действия не должны идти в разрез федеральному налоговому законодательству.

Объектами налогообложения признаются все земельные участки, за исключением нескольких, упомянутых в НК РФ в качестве исключений.

К ним, в частности, относятся:

  1. Земли в составе общего имущества многоквартирного дома.
  2. Изъятые из оборота земли.
  3. Ограниченные в обороте земельные участки.

Для каждого налога, в том числе и для земельного, определяются свои налоговые ставки, налоговые льготы и варианты определения налоговой базы, от которой будут рассчитываться размеры необходимых к уплате обязательных платежей.

Налоговые ставки определяют муниципальные образования, при этом они не могут превышать установленных федеральных значений. Ставки не должны превышать 0,3 % от кадастровой стоимости в отношении земель сельскохозяйственного назначения, жилищного фонда и земель для личного подсобного хозяйства.

Читать еще:  Платить или нет взнос за капремонт в 2020: законные способы обхода

В отношении прочих земельных участков установлена предельная ставка 1,5 % от кадастровой стоимости.

Если налоги вовремя не оплачивать, могут быть применены к виновному лицу штрафные санкции. Неуплата налогов в крупных и особо крупных размерах вообще грозит уголовной ответственностью.

Понятие налоговой базы

Что такое налоговая база на земельный участок, указано в Налоговом Кодексе страны. С помощью налоговой базы количественно выражается объект налогообложения, то есть земельный участок.

Налоговая база – это величина, на основании которой рассчитывается сумма налога путём умножения базы на налоговую ставку.

Итак, что является налоговой базой по земельному налогу? Налоговая база по земельному налогу определятся как кадастровая стоимость участка по состоянию на 1 января того года, который является налоговым периодом.

Особенности определения налоговой базы зависят от субъекта налогообложения. Для физических лиц и для юридических лиц предусмотрены различные правила определения конечной суммы налога на землю.

Налоговая база отдельно определяется в отношении долей в праве общей собственности на землю, если налогоплательщиками признаются разные лица или в отношении земли установлены различные налоговые ставки.

Определение базы для юридических лиц

Оценка налоговой базы юридическими лицами осуществляется самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости на каждый участок земли, который принадлежит им на праве собственности или бессрочного владения.

Определяется налог за вычетом авансовых платежей по итогам отчетных налоговых периодов. У бухгалтеров ИП обычно возникают сложности в уплате данного налога, поскольку он не входит в единый налог по УСН. Его приходится оплачивать на общих основаниях, как и всем предприятиям, использующим общий режим налогообложения.

С 2015 года предприниматели оплачивают налог на землю на основании уведомлений налоговой службы без обязанности самостоятельного расчета.

Кадастровую стоимость земельного участка налогоплательщик всегда может посмотреть на сайте Росреестра — https://rosreestr.ru/site/, тем самым проверив правильность представленной квитанции.

Не определяется кадастровая стоимость других участников права владения, если владельцами здания, расположенного на земельном участке, одновременно с предпринимателем являются:

  • государственные учреждения;
  • государственные унитарные предприятия.

Они обычно используют недвижимость на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, отчего освобождаются от уплаты земельного налога. Полную сумму налога приходится уплачивать полноправному собственнику – юридическому лицу.

Определение базы для физических лиц

Физические лица могут помимо права собственности и бессрочного пользованиях владеть землёй на праве пожизненно наследуемого владения. Граждане также получают уведомления от налоговой службы о подлежащих уплате налогах по их земельным участкам.

Однако, проверять такие уведомления все равно стоит. Поэтому каждый должен знать, ка определяется налоговая база по земельному налогу, и что не является базой для исчисления земельного налога.

Узнать кадастровую стоимость также можно по письменному запросу в управление Росреестра или в земельной кадастровой палате по месту нахождения самого земельного участка.

Налоговое уведомление физическое лицо получает в срок не позднее 30 дней до уплаты налога. Граждане вправе воспользоваться налоговыми льготами по данному налогу.

От чего зависит налоговая база при взимании земельного участка? В каждом конкретном случае база и размер уплачиваемого налога будут зависеть от категории плательщика, от размера кадастровой стоимости объекта, от возможности применения льгот или иных способов уменьшения налоговой базы.

Способы уменьшения налоговой базы

Многие задаются вопросом, как уменьшить налоговую базу на земельный участок? Для этого прежде всего нужно проверить, не являетесь ли Вы как налогоплательщик льготником, который полностью может освободить себя от бремени уплаты данного налога.

Освобождаются от уплаты налога следующие категории юридических лиц:

  • организации уголовно-исполнительной системы;
  • организации, чьи земли заняты государственными автомобильными дорогами общего пользования;
  • земли религиозного и благотворительного назначения;
  • общественные организации, чьи земли используются в целях защиты инвалидов;
  • организации народных промыслов;
  • резиденты особых экономических зон;
  • управляющие компании, чьи земли входят в состав «Сколково»;
  • судостроительные компании.
  • Среди граждан от уплаты земельного налога освобождаются полностью коренные малочисленные народы Севера, Сибири, Дальнего Востока и их общины.

    Все остальные категории граждан могут рассчитывать только на применение налогового вычета в размере 10 тысяч рублей. Таким правом обладают только некоторые муниципальные образования (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь).

    На уменьшение налоговой базы вправе рассчитывать:

  • Герои СССР, кавалеры ордена Славы;
  • инвалиды детства, 1 или 2 групп;
  • ветераны и инвалиды боевых действий;
  • лица, подвергшиеся воздействию радиации;
  • лица, принимавшие участие в испытаниях ядерного оружия;
  • лица, перенёсшие лучевую болезнь.
  • Чтобы получить подобный налоговый вычет гражданин обязан представить в налоговую службу подтверждающие его льготный статус документы. Причём представить эти документы нужно в налоговые органы по месту нахождения земельного участка в срок до 1 октября года, являющегося налоговым периодом.

    Если возникновение или утрата права на уменьшение налоговой базы происходит до окончания налогового периода, документы, подтверждающие возникновение или утрату этого права, предоставляется гражданином в течение 10 дней со дня возникновения или утраты.

    Льготы предоставляются в отношении одного земельного участка по каждому виду разрешённого использования.

    Дополнительные нюансы определения налоговой базы

    Если участок возник в течение налогового периода, налоговая база по нему будет определяться как кадастровая стоимость на дату постановки такого участка на государственный кадастровый учёт.

    Изменение кадастровой стоимости земли не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если изменение произошло в течение налогового периода.

    Но из этого правила есть два исключения. Учитывается изменение кадастровой стоимости в следующих ситуациях:

    • изменение кадастровой стоимости произошло из-за технической ошибки, допущенной органом, который осуществляет государственный кадастровый учет;
    • изменение кадастровой стоимости земли произошло на основании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения стоимости или соответствующего решения суда.

    Если земля находится в общей совместной собственности, то налоговая база определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

    Обязанность уплаты налогов закреплена за каждым из налогоплательщиков, которые владеют землёй на праве собственности или бессрочного пользования.

    Размер подлежащего уплате налога на земельный участок определяется на основании кадастровой стоимости земли, категории налогоплательщика, наличия льгот и возможности получения налогового вычета, предусмотренного законодательством.

    Читать еще:  Домовая книга на частный дом: как оформить и где?

    Земельный налог: база, ставка, налогоплательщики

    Земельный налог – это налог местного значения, уплачиваемый в местный бюджет в зависимости от местонахождения объекта налогообложения. Основополагающие нормативные положения о налоге на землю содержаться в 31-й главе Налогового Кодекса РФ. Положения этой главы распространяются на муниципалитеты всех регионов РФ, однако власти на местах правления вправе изменять некоторые моменты в пределах общих правил.

    Изменения, касающиеся земельного налога и произошедшие в 2015 года, можно прочитать здесь.

    Налогоплательщики и объект налогообложения земельного налога

    ★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

    Налогоплательщиками являются как юридические, так и физические лица, владеющие земельными участками на правах собственников, либо как постоянные пользователи, либо как пожизненные владельцы наследуемого имущества.

    Налогом облагаются участки земли, находящиеся в пределах конкретного муниципального образования. Участок является объектом налогообложения, если он имеет свой кадастровый номер, и значится в государственном едином земельном реестре с указанием всех его характеристик (координат, категории, границ, размера).

    Не облагается земельным налогом:

    • земля, находящаяся в аренде;
    • участки, переданные в срочное безвозмездное использование;
    • земли, входящие в состав водного и лесного фонда России;
    • земля, на которой расположены ценные объекты мирового наследия культуры, истории, археологии;
    • земельные территории, имеющие ограничения в обороте, а также вовсе изъятые из оборота согласно действующим законам РФ.

    К земельным территориям, изъятым из оборота, относятся следующие объекты:

    • национальные парки и природные государственные заповедники;
    • участки, на которых размещены сооружения федеральной службы безопасности, федеральной службы исполнения наказаний, армейские объекты;
    • захоронения, кладбища.

    Налоговая база по земельному налогу

    Налоговая база для подсчета налога – это кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость устанавливается организациями, выбранными органами власти субъектов РФ методом размещения заказа и тем самым определения массовой оценки на определенную дату на базе актуальной рыночной стоимости.

    Юридические лица, включая индивидуальных предпринимателей, узнают базовую стоимость самостоятельно из сведений, предоставляемых государственным кадастром недвижимости.

    Для физических лиц полный расчет налога производят работники налоговых органов, используя сведения, представляемые им органами ведущими учет и контроль регистрируемого недвижимого имущества.

    ★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

    Налоговые ставки по земельному налогу

    Ставки земельного налога определяют органы власти муниципальных образований, и закрепляются правовыми нормативными актами, однако они не могут быль более:

    0,3 % от величины кадастровой стоимости следующих категорий участков:

    • сельскохозяйственных;
    • жилого фонда;
    • подсобных хозяйств и садовых товариществ.

    1,5 % от величины кадастровой стоимости для остальных земельных участков.

    Налоговые льготы

    Законодательство РФ предусматривает налоговую льготу в виде уменьшения облагаемой земельным налогом стоимости земельного имущества в размере 10000 рублей для нескольких категорий населения:

    • Героев СССР и РФ;
    • инвалидов с детства, инвалидов I группы инвалидности, II группы, присвоенной до 01.01.2004 года;
    • участников Великой Отечественной войны, а также остальных боевых действий;
    • лиц, получивших воздействие радиации.

    Согласно 395 статье НК РФ от обязанности начислять и уплачивать в бюджет земельный налог освобождаются:

    • бюджетные учреждения Министерства юстиции РФ;
    • религиозные организации;
    • общественные организации.

    Снижение налоговой базы осуществляется на основании подтверждающих документов, представленных налогоплательщиком в ФНС по адресу принадлежащего ему имущества.

    Порядок исчисления, уплаты и предоставления отчетности

    Налоговый период – это календарный год, отчетный период – каждый квартал календарного года. Величина земельного налога определяется по прошествии налогового периода.

    Методика расчета предельно проста, нужно соответствующую ставку помножить на налоговую базу. Для каждого отдельного земельного участка его налоговая база и налог рассчитываются отдельно. В случае владения землей несколькими лицами, следует выделить долю в участке для каждого собственника.

    В течение года налогоплательщики (юридические лица) уплачивают ежеквартальный аванс по налогу в бюджет по месту расположения земельных участков. Физические же лица не производят авансовых платежей. Граждане уплачивают налог после получения уведомления об оплате от местной ФНС.

    Не позднее 1 февраля налогоплательщики-юридические лица представляют декларации по налогу в налоговую инспекцию. Население перед налоговыми органами не отчитывается.

    Лица, своевременно не уплатившие налог, обязаны погасить свою задолженность перед бюджетом, но не более чем за три предыдущих года.

    Проблема определения налоговой базы по земельному налогу (новые правила)

    Доброе утро, коллеги.

    Сегодня хотел бы обратится к вам с вопросом, который, насколько я понимаю, на текущий момент не имеет однозначного ответа.

    В соответствии со ст. 391 НК РФ, в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ (вступила в силу: 01.01.2019 г.)»налоговая база [по земельному налогу] определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.»

    В редакции, действующей по 31.12.2018 г., данная статья звучала следующим образом:»налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.»

    Аналогичные изменения для налога на имущество внесены в ч. 2 ст. 375 НК РФ.

    Приказом Комитета от 25.04.2017 № 35-п «О проведении государственной кадастровой оценки» принято решение в 2018 году провести государственную кадастровую оценку всех видов объектов недвижимости, в том числе земельных участков (категория земель земли населенных пунктов), расположенных на территории Санкт-Петербурга. Предварительные результаты оценки были сформированы в июле 2018 года.

    Итоги проведенной государственной кадастровой стоимости объектов недвижимости утверждены приказом КИО от 28.11.2018 № 130-п. Приказ вступил в силу 01.01.2019 года.

    В соответствии с ЕГРН:

    Таким образом, в связи с новогодними праздниками росреестр фактически отразил изменения кадастровой стоимости позднее вступления акта, их утверждающего в силу (по разным объектам с 09.01.2019 и позднее). Другими словами, на 01.01.2019 г. в росреестре была старая кадастровая стоимость.

    Хочется обратить внимание на следующее: в соответствии со ст. 5 НК РФ приказ об утверждении кадастровой стоимости не мог вступить в силу ранее 01.01.2019 г. Вся процедура утверждения кадастровой стоимости явно проводилась с расчетом на увеличение налоговой базы в 2019 году (например, на сайте комитета имущества Санкт-Петербурга указанно дословно следующее: «Налог, исходя из новой кадастровой стоимости, будет подлежать уплате с 2020 года (налог за 2019 год).»

    Читать еще:  Юридические услуги

    С одной стороны, буквальное толкование налогового кодекса говорит о том, что в 2019 году для целей определения земельного налога должна применяться старая кадастровая стоимость. С другой стороны, на лицо явная ошибка росреестра (который не смог подстроиться под новые правила и организовать работу в праздники или, хотя бы указать датой внесения кадастровой стоимости — 01.01.2019 г.), и возможное многомиллиардное недополучение налогов государством в случае применения буквального толкования.

    Как по вашему должен рассчитываться налог в данной ситуации? Как он будет рассчитан? Знакомы ли вам какие-либо разъяснения либо практика по аналогичной проблеме?

    Буду рад любой аргументации, «за» и «против».

    Энциклопедия решений. Налоговая база по земельному налогу (кадастровая стоимость земельных участков)

    Налоговая база по земельному налогу

    Согласно п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.

    Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ (п. 2 ст. 390 НК РФ). Согласно п. 5 ст. 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности (п. 2 ст. 66 ЗК РФ). Согласно ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее — комиссии).

    В соответствии с п. 2.7.1 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39, расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов с более чем одним видом разрешенного использования осуществляется для каждого из видов разрешенного использования. По результатам расчетов устанавливается кадастровая стоимость земельных участков того вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение наибольшее. Исключение составляют земельные участки в составе земель населенных пунктов, одним из видов разрешенного использования которых является жилая застройка. См. письма Минфина России от 17.01.2013 N 03-05-05-02/02, от 20.09.2012 N 03-05-05-02/98, от 24.05.2011 N 03-05-04-02/50.

    В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п. 3 ст. 66 ЗК РФ).

    До 1 марта 2015 года в случаях, если кадастровая стоимость земли не была определена, в целях уплаты земельного налога применялась нормативная цена земли (см. письма Минфина России от 25.09.2013 N 03-05-06-02/39682, от 28.08.2013 N 03-05-05-02/35289, от 15.08.2012 N 03-05-05-02/85, от 04.07.2012 N 03-05-05-02/75 и др., п. 7 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54).

    В соответствии с позицией Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения органом кадастрового учета такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр с момента вступления в силу судебного акта и по состоянию на дату, указанную в решении суда ( см. письмо Минфина России от 16.07.2013 N 03-05-04-02/27809). При этом изменения, внесенные в государственный кадастр, должны учитываться при исчислении земельного налога.

    Если в результате судебного решения кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная субъектом РФ и установленная на начало налогового периода, признается равной рыночной стоимости, применение которой улучшает положение налогоплательщика, то эта кадастровая стоимость применяется в налоговом периоде, на начало которого установлена изменяемая кадастровая стоимость (см. письма Минфина России от 16.11.2012 N 03-05-05-02/116, от 01.11.2012 N 03-05-05-02/112, от 13.09.2012 N 03-05-06-02/65). Иными словами, если судебным решением кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная субъектом РФ на начало налогового периода (в том числе предыдущего), признана равной рыночной стоимости, применение которой улучшает положение налогоплательщика, то ранее уплаченная сумма земельного налога подлежит перерасчету (см. письмо Минфина России от 10.04.2013 N 03-05-05-02/11854). Например, если в 2012 году суд уменьшил кадастровую стоимость участка до рыночной на 1 января 2010 года, пересчитать налоговую базу можно за 2010, 2011 и 2012 годы. См. также письмо Минфина России от 05.09.2013 N 03-05-05-02/36540.

    В случаях, когда кадастровая стоимость, определенная в размере рыночной стоимости, установлена на дату принятия решения в текущем налоговом периоде, эта кадастровая стоимость должна применяться при исчислении земельного налога в следующем налоговом периоде (см. письмо ФНС России от 15.04.2014 N БС-4-11/7177), а если кадастровая стоимость определяется на 1 января года, являющегося налоговым периодом, то измененная кадастровая стоимость должна применяться в текущем налоговом периоде (см. письма Минфина России от 16.07.2013 N 03-05-04-02/27809, от 01.03.2012 N 03-05-04-02/17).

    При отмене органом исполнительной власти субъекта РФ результатов государственной кадастровой оценки земель за прошлые налоговые периоды и утверждении новых результатов государственной оценки земель нормативным актом, положения которого распространяются на прошлые налоговые периоды, вновь утвержденные результаты государственной кадастровой оценки земель применяются для перерасчета земельного налога, уплаченного за предыдущие налоговые периоды, только в том случае, если улучшается положение налогоплательщика (см. письма Минфина России от 18.12.2012 N 03-05-04-02/105, от 30.10.2012 N 03-05-05-02/110, от 26.10.2012 N 03-05-05-02/107, от 20.09.2012 N 03-05-05-02/97, от 28.03.2012 N 03-05-04-02/27). Это же относится к ситуации снижения ставок (см. письмо ФНС России от 29.05.2013 N БС-4-11/9688).

    С 1 января 2015 года действует новый п. 8 ст. 391 НК РФ, в котором установлен порядок определения налоговой базы по земельному налогу для Крыма и Севастополя. До 1 января года, следующего за годом утверждения на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя результатов массовой кадастровой оценки земельных участков, налоговая база в отношении земельных участков, расположенных на территориях указанных субъектов РФ, определяется на основе нормативной цены земли , установленной на 1 января соответствующего налогового периода органами исполнительной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя. См. также письмо ФНС России от 16.06.2015 N БС-4-11/10412@.

    Ссылка на основную публикацию