Статья 25

Статья 25. Общественные (публичные) слушания

Статья 25. Общественные (публичные) слушания

См. комментарии к статье 25 настоящего Федерального закона

1. Под общественными (публичными) слушаниями в настоящем Федеральном законе понимается собрание граждан, организуемое субъектом общественного контроля, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, иными органами и организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, для обсуждения вопросов, касающихся деятельности указанных органов и организаций и имеющих особую общественную значимость либо затрагивающих права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.

Информация об изменениях:

Часть 2 изменена с 29 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 455-ФЗ

2. Общественные (публичные) слушания проводятся по вопросам государственного и муниципального управления в сферах охраны окружающей среды, закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в других сферах в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

3. Общественные (публичные) слушания проводятся в помещении, пригодном для размещения в нем представителей различных групп населения, права и законные интересы которых затрагивают вопросы, вынесенные на общественные (публичные) слушания. Организатор слушаний не вправе ограничить доступ в помещение заинтересованных лиц или их представителей.

4. Общественные (публичные) слушания проводятся публично и открыто. Участники общественных (публичных) слушаний вправе свободно высказывать свое мнение и вносить предложения и замечания по вопросу, вынесенному на общественные (публичные) слушания.

5. Порядок проведения общественных (публичных) слушаний и определения их результатов устанавливается их организатором в соответствии с законодательством Российской Федерации. Организатор общественных (публичных) слушаний в соответствии с настоящим Федеральным законом заблаговременно обнародует информацию о вопросе, вынесенном на общественные (публичные) слушания, а также о дате, времени, месте и порядке их проведения и определения их результатов. При этом организатор общественных (публичных) слушаний обеспечивает всем их участникам свободный доступ к имеющимся в его распоряжении материалам, касающимся вопроса, вынесенного на общественные (публичные) слушания.

6. По результатам общественных (публичных) слушаний их организатор составляет итоговый документ (протокол), содержащий обобщенную информацию о ходе общественных (публичных) слушаний, в том числе о мнениях их участников, поступивших предложениях и заявлениях, об одобренных большинством участников слушаний рекомендациях.

7. Итоговый документ (протокол), подготовленный по результатам общественных (публичных) слушаний, направляется на рассмотрение в органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, и обнародуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

131-ФЗ. Публичные слушания

К числу наиболее важных и широко распространенных форм участия российских граждан в местном самоуправлении (МСУ) относятся публичные слушания или общественные обсуждения. Несмотря на упоминание в №131-ФЗ обоих указанных терминов, практическое применение положений Федерального закона касается, главным образом, первого из них. Именно проведение публичных слушаний призвано сегодня обеспечить учет мнения населения страны при решении вопросов, отнесенных к полномочиям органов муниципальной и местной власти. Достаточно высокую эффективность такой формы МСУ подтверждает ежегодное назначение и организация нескольких десятков тысяч подобных мероприятий на территории РФ.

Определение термина «публичные слушания»

Понятие публичных слушаний введено в отечественную практику после принятия осенью 2003 года №131-ФЗ. Ст. 28 указанного законодательного акта определяет значение этого термина как заседание органов МСУ, которое проводится с обязательным участием жителей муниципального образования (МО) для общественного обсуждения различных вопросов местного значения, проектов муниципальных нормативных документов и других тем, отнесенных к полномочиям местного самоуправления.

Активное применение положений ст. 28 №131-ФЗ началось практически сразу после того, как основные положения этого Федерального закона начали вступать в силу, то есть уже в 2005-2006 годах. В течение одного только 2007 года в России было назначено и проведено более 47 тыс. публичных слушаний, а количество обсуждаемых на них вопросов превысило 50 тыс.

Нормативно-правовая база проведения публичных слушаний

Публичные слушания в 2018 году, как и проведение общественных обсуждений, регулируются комплексом законодательных актов, разработанных и принятых на различном уровне. Основу нормативно-правовой базы рассматриваемого вопроса составляют:

  • Конституция РФ. Положения главного нормативно-законодательного акта российского государства неоднократно подтверждают права граждан на местное самоуправление. В частности, ст. 130 предусматривает возможность осуществления МСУ путем прямых форм волеизъявления, одной из которых выступают публичные слушания;
  • №131-ФЗ. Как уже было отмечено выше, определение, принципы и порядок публичных слушаний составляют основное содержание ст. 28 данного Федерального закона;
  • нормативно-правовые акты регионального уровня. В каждом субъекте РФ разработаны и введены в действие собственные законы о МСУ. Например, в столице России необходимость и правила организации публичных слушаний определяются двумя основными документами: Законом №28, который был принят 25.06.2008 года (в ред. от 28.06.2017), и Постановлением столичного Правительства №1258-ПП, датированным 30.12.2008 года (в ред. от 29.05.2018). Аналогичные правовые акты, содержащие положение о публичных слушаниях приняты и в других регионах Российской Федерации;
  • уставы МО, постановления глав МО и решения их представительных органов МСУ. Эти нормативные документы принимаются на местном уровне и не могут противоречить законодательным актам более высокого уровня. Фактически, они мало отличаются от правовых актов, приведенных выше для Москвы, которая является городом федерального значения и отдельным субъектом РФ.

Перечисленная нормативно-правовая база не является исчерпывающей, так как публичные слушания и общественные обсуждения нередко упоминаются и в других российских законах, принятых на федеральном и региональном уровне. Например, достаточно распространенной формой участия граждан в МСУ выступает общественное обсуждение закупок, организуемых по №44-ФЗ с целью удовлетворения различных государственных потребностей и нужд. В частности, указанный Федеральный закон предусматривает обязательное общественное публичное обсуждение госзакупки в следующих ситуациях:

  • стартовая цена государственного контракта превышает 1 млрд. рублей;
  • происходит процесс выбора варианта организации конкурентной госзакупки;
  • отсутствуют ограничения на осуществление публичных мероприятий.

Важно отметить, что №44-ФЗ был принят 05.04.2013 года, что позволило включить в него пункты об общественных публичных обсуждениях, в основу которых была положена практика использования №131-ФЗ в части организации и проведения публичных слушаний. В результате, удалось сделать законодательный документ более эффективным с точки зрения реализации принципов местного самоуправления.

Цель проведения и основные функции

Статья 28 №131-ФЗ указывает в качестве главной цели проведения публичных слушаний обсуждение разработанных на уровне органов МСУ местных правовых актов, в котором в качестве обязательных участников должны присутствовать граждане, живущие на территории муниципального образования. Другими словами, основными функциями подобных мероприятий следует считать такие:

  • информирование граждан, проживающих на территории МО о ключевых решениях и проектах нормативных документов, планируемых к принятию на местном уровне;
  • определение мнения жителей МО по отношению к рассматриваемым на публичных слушаниях вопросам и качеству представленных на них проектов документов;
  • реализация прав граждан на осуществление МСУ путем привлечения их к решению вопросов муниципального уровня.

Не нужно путать с публичными слушаниями также достаточно часто организуемые на муниципальном уровне депутатские слушания. Последние относятся к деятельности местного органа МСУ, так как в них принимают участие не рядовые граждане, а избранные в этот орган представители. Помимо этого, мероприятия имеют различную правовую базу. Слушания среди депутатов регламентируются уставом МО и изданными на муниципальном уровне документами, о такое мероприятие как общественное публичное слушание выступает правом граждан, гарантированным на уровне федерального законодательства.

Организаторы и инициаторы

В качестве инициатора организации публичных слушаний могут выступать следующие субъекты МСУ:

  • граждане, которые проживают в границах МО;
  • представительный орган МСУ или группа избранных в него депутатов;
  • глава администрации МО.

В первом из указанных случаев порядок проведения публичных слушаний предусматривает соблюдение определенных условий при подаче соответствующего обращения граждан, которое должно содержать следующие обязательные составляющие:

  • письменное обращение, подписанное минимальным число жителей МО, указанным в уставе МО, или протокол заседания какой-либо общественной организации, объединения, партии или профсоюза, осуществляющих деятельность на территории МО. В документ включаются ФИО инициаторов, а также телефоны, адреса их регистрации и проживания, либо место регистрации общественной организации, также с указанием средств связи с нею;
  • правовое обоснование и причины, наличие которых делает проведение рассматриваемого мероприятия необходимым;
  • предлагаемый инициативной группой состав предстоящего мероприятия, участники которого заинтересованы в решении поставленных вопросов;
  • дополнительные материалы с информацией, подтверждающие правильность инициативы граждан или общественной организации;
  • другие материалы, необходимые с точки зрения инициативной группы.

Обращение, содержащее все перечисленные выше сведения, направляется либо главе МО, либо в созданный на территории МО представительный орган МСУ. Именно они выступают организаторами публичных слушаний, что подтверждается положениями ст. 28 №131-ФЗ. Для принятия решения об их назначении и проведении проводится процедура рассмотрения полученного от инициативной группы обращения. Она осуществляется с обязательным приглашением инициаторов мероприятия, что позволяет им обосновать собственную инициативу. В ситуации, когда обращение подписало более пятисот жителей, назначение публичных слушаний является обязательным.

В случае, если инициаторами выступает непосредственно глава МО или представительный орган МСУ в полном составе или в виде части депутатов, решение о проведении публичных слушаний также практически всегда является положительным. Важным моментом выступает тот факт, что сроки публичных слушаний устанавливаются их инициаторами.

Вопросы, решаемые на публичных слушаниях

К числу характерных особенностей рассматриваемой форму осуществления принципов местного самоуправления относится рекомендательный характер, который носит любое решение публичных слушаний. Подобная практика применяется на муниципальном уровне впервые в современной российской истории.

Классификация мероприятия на виды публичных слушаний осуществляется, главным образом, исходя из проектов документов и тем, которые выносятся на обсуждение. В соответствии с требованиями ст. 28 №131-ФЗ, они делятся на 4 большие группы, а именно:

  1. Проект устава МО и любые правовые акты, связанные с внесением корректировок или изменений в ранее утвержденный и действующий на момент проведения публичных слушаний устав. Важно отметить, что полномочиями по принятию устава наделен исключительно представительный орган, однако, публичные слушания в МО по этому вопросу проводятся в обязательном порядке.
  2. Проект бюджета МО, а также отчет органов МСУ о его исполнении. Указанные документы также обязательно выносятся на публичные слушания по бюджету. При этом не важно, что результаты публичных слушаний носят исключительно рекомендательный характер.
  3. Вопросы, отнесенные на местный уровень и связанные с градостроительством. На практике именно публичные слушания по строительству и другой подобной тематики проводятся наиболее часто и вызывают самый сильный общественный интерес и резонанс. Это вполне логично, так как указанные вопросы затрагивают повседневную жизнь большого количества граждан.
Читать еще:  Кадастровая карта домов: узнать данные о недвижимости

Не удивительно, что, например, публичные слушания по генеральному плану, осуществление которых выступает необходимым условием реализации большого количества инвестиционных и строительных проектов, нередко собирают значительную часть населения того или иного муниципального образования. Также весьма популярны публичные слушания по проекту планировки территорий, находящихся в границах МО.

  1. Вопросы о преобразовании МО. Порядок общественного обсуждения изменения границ, объединения или разделения поселений и других подобных вопросов, установленный ст. 28 №1313-ФЗ, предусматривает обязательные публичные слушания, организатором которых выступает глава администрации МО.

Подведение итогов

По результатам проведения рассматриваемого мероприятия оформляется протокол публичных слушаний. В него заносятся принятые во процессе общественного обсуждения решения, резолюции, обращения, которые могут быть адресованы:

  • органам госвласти как федерального, так и регионального уровня;
  • гражданам, которые проживают на территории МО;
  • главе администрации МО;
  • представительного органу МО;
  • отдельным предприятиям, организациям или учреждениям, осуществляющим свою деятельность на территории МО.

Как уже отмечалось выше, любое решение, резолюция или заключение публичных слушаний носят характер рекомендаций и не становятся обязательными ни для одного из перечисленных выше возможных адресатов. Несмотря на это, подобные документально оформленные резолюции нередко становятся серьезным фактором жизни отдельных МО и даже субъектов РФ.

Пошаговый порядок организации и проведения

Правила публичных слушаний, основы которых заложены в ст. 28 №131-ФЗ, а детальное описание, как правило, содержится в нормативно-правовых документах самого муниципального образования, предусматривают следующий порядок организации общественных обсуждений и проведения рассматриваемого мероприятия.

Этап №1. Назначение мероприятия

Как уже было отмечено выше, вопросами подготовки, организации и проведения публичных слушаний занимается глава МО или представительный орган МСУ. В большинстве случаев решение о назначении мероприятия издается в виде распоряжения главы МО, в котором обязательно содержатся следующие сведения:

  • повестка предстоящих слушаний с перечнем вопросов, которые необходимо обсудить;
  • дата начала и место проведения мероприятия. Важно напомнить, что дату назначает инициатор слушаний;
  • состав оргкомитета, в который входят представители общественности и органов МСУ.

Этап №2. Подготовка

Вторая стадия, которую предусматривает стандартный порядок организации публичных слушаний, заключается в проведении необходимых подготовительных мероприятий. Назначенный распоряжением главы МО оргкомитет выбирает руководителя, после чего вырабатывает комплекс мер по подготовке с назначением ответственных за каждую из них.

Одним из обязательных действий при этом выступает информирование населения, проживающего на территории МО. Порядок доведения сведений о планируемом мероприятии определяется уставом муниципального образования. Однако, №131-ФЗ устанавливает минимальный срок обнародования информации – 40 суток до начала мероприятия.

Этап №3. Проведение публичных слушаний

Начинаются любые публичные слушания с регистрации их участников. Затем оглашается повестка мероприятия, после чего определяется его регламент. Все перечисленные действия являются обязательными для любых публичных слушаний, независимо от темы.

Затем слово предоставляется экспертам, участвовавшим в разработке проектов правовых документов, обсуждение которых вошло в повестку собрания. После выступления каждого из них участникам слушания предоставляется возможность обратиться к оратору за разъяснением или с вопросом. По результатам обсуждения в проект документа могут быть внесены изменения.

Помимо внесения корректировок непосредственно на мероприятии, участникам публичных слушания предоставляется возможность разработать дополнительные предложения, связанные с обсуждаемыми вопросами, и предоставить их организаторам публичных слушаний в течение семи дней после их завершения.

Этап №4. Подведение итогов мероприятия

Разработкой итогового документа занимается оргкомитет. После окончания слушаний в течение недели принимаются предложения, которые могут быть предоставлены участниками мероприятия. Они оформляются в виде отдельного документа. Затем решения, принятые на публичных слушаниях, и предоставленные дополнительно предложения в полном объеме передаются главе МО, а итоговый документ публикуется на официальном сайте органов МСУ и в муниципальных СМИ.

Публичные слушания: зачем и как?

Вместо того чтобы наладить диалог с жителями, что позволило бы избежать конфликтов в дальнейшем на стадии реализации проекта, слушания проводятся для галочки. Последний пример — обсуждение проекта планировки северо-западного района Красноярска, когда представители московского института «Гипрогор» озвучили общие параметры застройки, после чего жителям было предложено голосовать. Между тем сама процедура публичных слушаний действительно важна, и горожане могут влиять на градостроительные решения и отстаивать свои интересы. Порядок проведения публичных слушаний установлен двумя документами: Градостроительным кодексом и положением об организации и проведении публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности в Красноярске № 6–88 (редакция от 05.09.2017), которое утверждено красноярским горсоветом.

Когда проводятся публичные слушания?

Публичные слушания должны проводить при обсуждении генерального плана города, правил землепользования и застройки, проектов планировки территорий. А также в тех случаях, когда застройщик хочет изменить существующие параметры освоения земельного участка, внести изменения в уже принятый проект планировки, согласовать условно разрешенное использование земли или установить публичный сервитут.

Сроки обсуждения зависят от вида слушаний. К примеру, публичные слушания по проекту планировки района занимают от одного до трех месяцев. За это время у горожан есть возможность познакомиться с предложениями проектировщиков. Обязательная часть процедуры — открытое обсуждение, где авторы проекта рассказывают о своих предложениях для конкретной территории и отвечают на вопросы горожан. Чтобы участники слушаний могли заранее ознакомиться с проектом, в месте, указанном в объявлении о начале слушаний, размещают экспозицию проекта. Кроме того, проект в обязательном порядке публикуется на сайте администрации города.

Как узнать о публичных слушаниях?

Объявление о готовящихся публичных слушаниях минимум за 10 дней до их проведения публикуется на сайте администрации города в разделе «Публичные слушания» («Город сегодня» — «Градостроительство» — «Публичные слушания») и в газете «Городские новости».

Кто имеет право участвовать в слушаниях?

По закону, на открытое обсуждение должны допускать только тех, чьи интересы непосредственно затрагивает разработанный проект. Это горожане, имеющие недвижимость или регистрацию в обсуждаемом районе. Однако в Красноярске сложилась другая практика. «Если отталкиваться от требований законодательства, то участниками публичных слушаний по проектам планировки действительно должны являться те, кто живет на территории или владеет расположенным на ней объектом недвижимости, — рассказывает начальник отдела по правовому обеспечению подготовки документов территориального планирования управления архитектуры администрации Красноярска Ирина Бузунова. — Но в Красноярске в публичных слушаниях могут участвовать и жители прилегающих территорий. Готовится, например, проект планировки для какой-то отдельной площадки в Октябрьском районе — прийти на слушания могут все жители Октябрьского района либо владельцы объектов недвижимости, расположенных на его территории. Такая практика сложилась в связи с утверждением в рамках проекта планировки в том числе объектов транспортной инфраструктуры районного значения, объектов социальной инфраструктуры, которыми пользуются все жители района».

Что нужно иметь с собой, приходя на слушания?

Для участия в открытом обсуждении нужно иметь с собой паспорт или правоустанавливающие документы на объект недвижимости, расположенный на территории района. В последнем случае регистрация в обсуждаемом районе необязательна.

Как выразить свое мнение на публичных слушаниях?

Во время открытого обсуждения проекта участники могут выразить свое мнение по поводу предложений проектировщиков. Для этого им выдают специальные бланки. Удивительно, но в положении об организации и проведении публичных слушаний № 6–88 достаточно подробно описано, как должны проходить открытые обсуждения, сколько времени отводится на выступления и сколько на вопросы, и ничего не сказано о том, как участники должны выражать свое мнение, чтобы его учли при подсчете голосов. «Все, что сказано в этом документе, — это то, что проект выносится на обсуждение, жители высказывают по нему свои замечания и предложения, — объясняет юрист ООО «Юридическое бюро «Арбикон» Ольга Пасынкова, — о голосовании в положении об организации и проведении публичных слушаний речи не идет».

Несмотря на это, каждый раз, подводя итоги открытого обсуждения, комиссия отчитывается, сколько голосов было подано за и против проекта. Если норм для заполнения бланка открытого обсуждения не существует, комиссия может учитывать как поданные против голоса только в тех бланках, в которых участники сами догадались указать, что они против проекта. Остальные считаются просто предложениями. Поэтому заключение о результатах публичных слушаний по проекту планировки Солнечного, который вызвал такое недовольство у жителей, выглядит следующим образом: 4 голоса — за утверждение проекта; 1 — против утверждения проекта; поступило 40 предложений и замечаний.

Поэтому, заполняя выданный организаторами публичных слушаний бланк, нужно обязательно указать, о каком земельном участке идет речь (написать его кадастровый номер), голосуете вы за или против проекта, а также сформулировать предложения или замечания к проекту, если такие есть. Также нужно оставить свои личные данные: ФИО, год рождения, телефон и адрес регистрации.

Если поучаствовать в открытом обсуждении проекта не удалось, до окончания публичных слушаний у жителей еще есть возможность выразить свое мнение. Для этого предложения нужно отправить в управление архитектуры. Для этого нужно распечатать бланк (он есть на сайте администрации в объявлении о публичных слушаниях) или просто написать замечания на листе А4 и подать в приемную управления архитектуры администрации города (улица Карла Маркса, 95, кабинет 304) или в единую канцелярию департамента градостроительства (улица Карла Маркса, 95, второй этаж). Кроме того, во время слушаний жители района имеют право задать специалистам все интересующие их вопросы, которые касаются проекта. Для этого нужно прийти на прием в управление архитектуры администрации города. Специалисты принимают по средам с 14:00 до 16:00 на улице Карла Маркса, 95, в кабинетах 404, 406, 308.

Как узнать об итогах слушаний?

Итоги слушаний подводит документ — протокол публичных слушаний, в котором комиссия отмечает, какое количество жителей поддержало проект, сколько высказалось против, сколько предложений и замечаний поступило.

«Все поступившие за время слушаний предложения мы направляем разработчику проекта, он их анализирует, после чего передает эту информацию заказчику проекта планировки, — рассказывает Ирина Бузунова. — Комиссия по публичным слушаниям выносит свое решение по поступившим предложениям. Если заявителю отказано, то в отказе должны содержаться аргументы, по какой причине».

Читать еще:  Должностная инструкция дворника – ознакомиться и скачать

На все поданные предложения администрация должна предоставить письменные ответы, отправив их заявителям по почте. Ответ вышлют в течение 20 дней после подписания протокола о результатах публичных слушаний. Если поданные предложения не относятся к предмету публичных слушаний (например, касаются участка, который не входит в границы проекта планировки) или не отвечают установленным требованиям, ответ дается в течение 10 дней.

Несмотря на то что публичные слушания являются обязательным этапом принятия проекта планировки, их результат носит рекомендательный характер. Это значит, что, принимая решение, администрация может как учесть, так и не учитывать мнение горожан. Справедливости ради надо сказать, что в Красноярске есть примеры, когда администрация не принимала проект планировки, потому что жители оказывались против. Не был принят проект планировки жилого района Яблони, в котором на единственном незастроенном участке в районе предлагалось разместить две 17-этажных «свечки». Ровно год назад с тем же результатом закончились публичные слушания, где обсуждалось строительство торгового центра на набережной рядом с речным вокзалом, в этом году отклонили проект планировки левобережья.

Кроме горожан проект рассматривают депутаты горсовета, которые также должны вынести по нему свое решение. После чего уже на основе всех этих мнений комиссия по публичным слушаниям готовит официальное заключение, в котором дает рекомендации главе города, стоит согласовать проект или нужно отправить его на доработку. Информация об итогах публичных слушаний сразу после их завершения публикуется на сайте администрации города и в газете «Городские новости». Окончательное решение по проекту по результатам публичных слушаний принимает мэр Красноярска.

Так сегодня выглядит процедура публичных слушаний по вопросам градостроительства. Недавно Минстрой России предложил внести в нее изменения. Чтобы дать возможность участвовать в них всем заинтересованным сторонам, слушания предложено перенести в Интернет. Сегодня далеко не все горожане могут попасть в нужное время на открытое обсуждение, если слушания будут проходить онлайн, количество участников вырастет. Предлагали законодатели и сделать решение публичных слушаний обязательным, чтобы отменить его можно было только двумя третями голосов депутатов, но это предложение не прошло.

Стрельбище, проект межевания и исправительная колония. Публичные слушания на неделе со 2 по 6 сентября

«Звезда» продолжает анонсировать публичные слушания. Мы рассказываем, где и когда состоятся публичные слушания, а также — на что стоит обратить внимание в каждом вопросе.

Межевание территории в Индустриальном районе

На публичные слушания вынесен проект межевания территории, ограниченной ул. Милиционера Власова, ул. Космонавта Беляева, ул. 1-й Гамовской, ул. Нефтяников, ул. 2-й Гамовской, зданием по ул. Мира, 113.

В результате образуется 18 участков вместо 22, которые существуют там сейчас, за счёт перераспределения земли.

Что надо иметь в виду

Собственникам соседних земельных участков, гаражей, домов и квартир нужно убедиться в том, что вынесенные на публичные слушания проекты межевания не затрагивают их интересы, Закон неслучайно обязывает выносить на публичные слушания такие вопросы. Межевание это официальное установление границ земельного участка, отменить или изменить которое после оформления на его основе права собственности невозможно. Поэтому до того, как решение будет принято, соседям необходимо выяснить: не попадут ли в результате межевания важные для них объекты (например, проезд или пешеходная дорожка) на частную территорию и не потеряют ли они возможность пользоваться ими. Если до утверждения проекта межевания не отстоять свои интересы, позже это сделать уже не получится.

Также существует вероятность, что межевание осуществляется перед тем, как продать земельный участок или что-то на нём построить. Такая информация тоже имеет значение для соседей.

Где узнать подробности проекта

Экспозиция проекта проводится по 5 сентября по адресу ул. Мира, 15, администрация Индустриального района города Перми. Понедельник-четверг с 09.00 до 18.00, пятница с 09.00 до 17.00.

Консультирование посетителей экспозиции состоится 4 сентября с 17.00 до 18.00 там же.

Где и когда состоятся публичные слушания

4 сентября в 18.30 по адресу ул. Мира, 15, администрация Индустриального района города Перми, актовый зал.

До 5 сентября замечания и предложения по проекту можно направить в письменном виде в департамент градостроительства и архитектуры города Перми по адресу: 614000, г. Пермь, ул. Сибирская, д. 15, каб. 003.

Стрельбище рядом с Новыми Лядами

Два проекта, которые на следующей неделе выносятся на публичные слушания, предполагают предоставление разрешения на условно-разрешённый вид использования земельного участка. Один из них находится в зоне рекреационно-ландшафтных территорий (Р-2), запрашиваемый вид использования «спорт».

Разрешение запрошено для территории, расположенной южнее поселка Новые Ляды. Точное местоположение участка неизвестно. В дальнейшем на нём предполагается строительство спортивного стрельбища. Подробностей о проекте стрельбища в материалах к публичным слушаниям не содержится.

Где узнать подробности проекта

Экспозиция проекта решения проводится по 4 сентября по адресу ул. Уральская, 36, администрация Мотовилихинского района города Перми. Понедельник-четверг —
с 10.00 до 17.00, пятница с 10.00 до 16.00.

Консультирование посетителей экспозиции состоится 3 сентября с 17.30 до 18.00 там же.

Где и когда пройдут публичные слушания

3 сентября в 18.00 по адресу ул. Уральская, 36, администрация Мотовилихинского района города Перми, актовый зал.

До 4 сентября замечания и предложения по проекту можно направить в письменном виде в комиссию по землепользованию и застройке города Перми по адресу: 614000, г. Пермь, ул. Сибирская, д. 15, каб. 003.

Магазин на Гайве

Ещё один проект, который предполагает предоставление разрешения на условно-разрешённый вид использования земельного участка по ул. Пулковской, 13 (Гайва). Участок находится в территориальной зоне индивидуальной жилой застройки городского типа (Ж-4), запрашиваемый вид использования «административные и административно-хозяйственные объекты, объекты делового назначения, объекты общественных организаций и общественных учреждений общей площадью не более 450 кв. м».

На участке расположено двухэтажное жилое здание, которое собственник планирует перевести в нежилое после изменения разрешённого вида использования участка. Собственник здания и является заявителем по вопросу. Дефакто здание уже используется как нежилое (для размещения магазинов).

Где узнать подробности проекта

Экспозиция проекта решения проводится по 4 сентября по адресу ул. Карбышева, 40, общественный центр «Гайва». Понедельник-четверг с 10.00 до 17.00, пятница с 10.00 до 16.00.

Консультирование посетителей экспозиции состоится 3 сентября с 17.30 до 18.00 там же.

Где и когда пройдут публичные слушания

3 сентября в 18.00 по адресу ул. Карбышева, 40, общественный центр «Гайва».

До 4 сентября предложения и замечания по проекту можно направить письменно в комиссию по землепользованию и застройке города Перми по адресу: 614000, г. Пермь, ул. Сибирская, д. 15, каб. 003.

Планировка территории рядом с исправительной колонией

На следующей неделе на публичные слушания выносится проект планировки территории в Дзержинском районе. Территория расположена в районе здания по ул. Докучаева, 27 и ограничена проездом между ул. Докучаева и ул. Якутской, участком исправительной колонии № 32 ГУ ФСИН России по Пермскому краю и городскими лесами.

Меньшая часть территории застроена 2-5-этажными жилыми домами, а её основная часть административными зданиями и корпусами Исправительной колонии № 32 ГУ ФСИН по Пермскому краю.

Проект разработан с целью установления границ земельных участков, на которых уже расположены объекты капитального строительства, а также границ земельных участков для размещения линейных объектов и продажи с торгов. Инициатором разработки проекта является Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки, территория расположена в зоне С-2 зона режимных объектов ограниченного доступа. Зона особого режима С-2 выделена для обеспечения правовых условий осуществления видов деятельности, регулирование которых осуществляется исключительно уполномоченным органом государственной власти, в целях обеспечения государственной безопасности.

При разработке проекта межевания территории образованы десять земельных участков общей площадью 15 528 кв. м. Из них:

пять участков под существующие жилые дома

один для предоставления на торгах (конкурсах, аукционах) с видом разрешённого использования стоянки автотранспорта

четыре участка общей площадью 2 561 кв. м для обеспечения проезда (прохода).

Где узнать подробности проекта

Экспозиция проекта проводится по 3 сентября 2019 г. по адресу ул. Ветлужская, 34, общественный центр «Комсомольский». Понедельник-четверг с 09.00 до 18.00, пятница с 09.00 до 17.00.

Консультирование посетителей экспозиции состоится 2 сентября с 17.00 до 18.00 там же.

Где и когда пройдут публичные слушания

2 сентября в 18.30 по адресу ул. Ветлужская, 34, общественный центр «Комсомольский».

До 3 сентября замечания и предложения по проекту можно направить в письменном виде в адрес департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми по адресу: 614000, г. Пермь, ул. Сибирская, д. 15, каб. 003.

131-ФЗ. Публичные слушания

К числу наиболее важных и широко распространенных форм участия российских граждан в местном самоуправлении (МСУ) относятся публичные слушания или общественные обсуждения. Несмотря на упоминание в №131-ФЗ обоих указанных терминов, практическое применение положений Федерального закона касается, главным образом, первого из них. Именно проведение публичных слушаний призвано сегодня обеспечить учет мнения населения страны при решении вопросов, отнесенных к полномочиям органов муниципальной и местной власти. Достаточно высокую эффективность такой формы МСУ подтверждает ежегодное назначение и организация нескольких десятков тысяч подобных мероприятий на территории РФ.

Определение термина «публичные слушания»

Понятие публичных слушаний введено в отечественную практику после принятия осенью 2003 года №131-ФЗ. Ст. 28 указанного законодательного акта определяет значение этого термина как заседание органов МСУ, которое проводится с обязательным участием жителей муниципального образования (МО) для общественного обсуждения различных вопросов местного значения, проектов муниципальных нормативных документов и других тем, отнесенных к полномочиям местного самоуправления.

Активное применение положений ст. 28 №131-ФЗ началось практически сразу после того, как основные положения этого Федерального закона начали вступать в силу, то есть уже в 2005-2006 годах. В течение одного только 2007 года в России было назначено и проведено более 47 тыс. публичных слушаний, а количество обсуждаемых на них вопросов превысило 50 тыс.

Нормативно-правовая база проведения публичных слушаний

Публичные слушания в 2018 году, как и проведение общественных обсуждений, регулируются комплексом законодательных актов, разработанных и принятых на различном уровне. Основу нормативно-правовой базы рассматриваемого вопроса составляют:

  • Конституция РФ. Положения главного нормативно-законодательного акта российского государства неоднократно подтверждают права граждан на местное самоуправление. В частности, ст. 130 предусматривает возможность осуществления МСУ путем прямых форм волеизъявления, одной из которых выступают публичные слушания;
  • №131-ФЗ. Как уже было отмечено выше, определение, принципы и порядок публичных слушаний составляют основное содержание ст. 28 данного Федерального закона;
  • нормативно-правовые акты регионального уровня. В каждом субъекте РФ разработаны и введены в действие собственные законы о МСУ. Например, в столице России необходимость и правила организации публичных слушаний определяются двумя основными документами: Законом №28, который был принят 25.06.2008 года (в ред. от 28.06.2017), и Постановлением столичного Правительства №1258-ПП, датированным 30.12.2008 года (в ред. от 29.05.2018). Аналогичные правовые акты, содержащие положение о публичных слушаниях приняты и в других регионах Российской Федерации;
  • уставы МО, постановления глав МО и решения их представительных органов МСУ. Эти нормативные документы принимаются на местном уровне и не могут противоречить законодательным актам более высокого уровня. Фактически, они мало отличаются от правовых актов, приведенных выше для Москвы, которая является городом федерального значения и отдельным субъектом РФ.
Читать еще:  Доверенность от ИП образец 2020

Перечисленная нормативно-правовая база не является исчерпывающей, так как публичные слушания и общественные обсуждения нередко упоминаются и в других российских законах, принятых на федеральном и региональном уровне. Например, достаточно распространенной формой участия граждан в МСУ выступает общественное обсуждение закупок, организуемых по №44-ФЗ с целью удовлетворения различных государственных потребностей и нужд. В частности, указанный Федеральный закон предусматривает обязательное общественное публичное обсуждение госзакупки в следующих ситуациях:

  • стартовая цена государственного контракта превышает 1 млрд. рублей;
  • происходит процесс выбора варианта организации конкурентной госзакупки;
  • отсутствуют ограничения на осуществление публичных мероприятий.

Важно отметить, что №44-ФЗ был принят 05.04.2013 года, что позволило включить в него пункты об общественных публичных обсуждениях, в основу которых была положена практика использования №131-ФЗ в части организации и проведения публичных слушаний. В результате, удалось сделать законодательный документ более эффективным с точки зрения реализации принципов местного самоуправления.

Цель проведения и основные функции

Статья 28 №131-ФЗ указывает в качестве главной цели проведения публичных слушаний обсуждение разработанных на уровне органов МСУ местных правовых актов, в котором в качестве обязательных участников должны присутствовать граждане, живущие на территории муниципального образования. Другими словами, основными функциями подобных мероприятий следует считать такие:

  • информирование граждан, проживающих на территории МО о ключевых решениях и проектах нормативных документов, планируемых к принятию на местном уровне;
  • определение мнения жителей МО по отношению к рассматриваемым на публичных слушаниях вопросам и качеству представленных на них проектов документов;
  • реализация прав граждан на осуществление МСУ путем привлечения их к решению вопросов муниципального уровня.

Не нужно путать с публичными слушаниями также достаточно часто организуемые на муниципальном уровне депутатские слушания. Последние относятся к деятельности местного органа МСУ, так как в них принимают участие не рядовые граждане, а избранные в этот орган представители. Помимо этого, мероприятия имеют различную правовую базу. Слушания среди депутатов регламентируются уставом МО и изданными на муниципальном уровне документами, о такое мероприятие как общественное публичное слушание выступает правом граждан, гарантированным на уровне федерального законодательства.

Организаторы и инициаторы

В качестве инициатора организации публичных слушаний могут выступать следующие субъекты МСУ:

  • граждане, которые проживают в границах МО;
  • представительный орган МСУ или группа избранных в него депутатов;
  • глава администрации МО.

В первом из указанных случаев порядок проведения публичных слушаний предусматривает соблюдение определенных условий при подаче соответствующего обращения граждан, которое должно содержать следующие обязательные составляющие:

  • письменное обращение, подписанное минимальным число жителей МО, указанным в уставе МО, или протокол заседания какой-либо общественной организации, объединения, партии или профсоюза, осуществляющих деятельность на территории МО. В документ включаются ФИО инициаторов, а также телефоны, адреса их регистрации и проживания, либо место регистрации общественной организации, также с указанием средств связи с нею;
  • правовое обоснование и причины, наличие которых делает проведение рассматриваемого мероприятия необходимым;
  • предлагаемый инициативной группой состав предстоящего мероприятия, участники которого заинтересованы в решении поставленных вопросов;
  • дополнительные материалы с информацией, подтверждающие правильность инициативы граждан или общественной организации;
  • другие материалы, необходимые с точки зрения инициативной группы.

Обращение, содержащее все перечисленные выше сведения, направляется либо главе МО, либо в созданный на территории МО представительный орган МСУ. Именно они выступают организаторами публичных слушаний, что подтверждается положениями ст. 28 №131-ФЗ. Для принятия решения об их назначении и проведении проводится процедура рассмотрения полученного от инициативной группы обращения. Она осуществляется с обязательным приглашением инициаторов мероприятия, что позволяет им обосновать собственную инициативу. В ситуации, когда обращение подписало более пятисот жителей, назначение публичных слушаний является обязательным.

В случае, если инициаторами выступает непосредственно глава МО или представительный орган МСУ в полном составе или в виде части депутатов, решение о проведении публичных слушаний также практически всегда является положительным. Важным моментом выступает тот факт, что сроки публичных слушаний устанавливаются их инициаторами.

Вопросы, решаемые на публичных слушаниях

К числу характерных особенностей рассматриваемой форму осуществления принципов местного самоуправления относится рекомендательный характер, который носит любое решение публичных слушаний. Подобная практика применяется на муниципальном уровне впервые в современной российской истории.

Классификация мероприятия на виды публичных слушаний осуществляется, главным образом, исходя из проектов документов и тем, которые выносятся на обсуждение. В соответствии с требованиями ст. 28 №131-ФЗ, они делятся на 4 большие группы, а именно:

  1. Проект устава МО и любые правовые акты, связанные с внесением корректировок или изменений в ранее утвержденный и действующий на момент проведения публичных слушаний устав. Важно отметить, что полномочиями по принятию устава наделен исключительно представительный орган, однако, публичные слушания в МО по этому вопросу проводятся в обязательном порядке.
  2. Проект бюджета МО, а также отчет органов МСУ о его исполнении. Указанные документы также обязательно выносятся на публичные слушания по бюджету. При этом не важно, что результаты публичных слушаний носят исключительно рекомендательный характер.
  3. Вопросы, отнесенные на местный уровень и связанные с градостроительством. На практике именно публичные слушания по строительству и другой подобной тематики проводятся наиболее часто и вызывают самый сильный общественный интерес и резонанс. Это вполне логично, так как указанные вопросы затрагивают повседневную жизнь большого количества граждан.

Не удивительно, что, например, публичные слушания по генеральному плану, осуществление которых выступает необходимым условием реализации большого количества инвестиционных и строительных проектов, нередко собирают значительную часть населения того или иного муниципального образования. Также весьма популярны публичные слушания по проекту планировки территорий, находящихся в границах МО.

  1. Вопросы о преобразовании МО. Порядок общественного обсуждения изменения границ, объединения или разделения поселений и других подобных вопросов, установленный ст. 28 №1313-ФЗ, предусматривает обязательные публичные слушания, организатором которых выступает глава администрации МО.

Подведение итогов

По результатам проведения рассматриваемого мероприятия оформляется протокол публичных слушаний. В него заносятся принятые во процессе общественного обсуждения решения, резолюции, обращения, которые могут быть адресованы:

  • органам госвласти как федерального, так и регионального уровня;
  • гражданам, которые проживают на территории МО;
  • главе администрации МО;
  • представительного органу МО;
  • отдельным предприятиям, организациям или учреждениям, осуществляющим свою деятельность на территории МО.

Как уже отмечалось выше, любое решение, резолюция или заключение публичных слушаний носят характер рекомендаций и не становятся обязательными ни для одного из перечисленных выше возможных адресатов. Несмотря на это, подобные документально оформленные резолюции нередко становятся серьезным фактором жизни отдельных МО и даже субъектов РФ.

Пошаговый порядок организации и проведения

Правила публичных слушаний, основы которых заложены в ст. 28 №131-ФЗ, а детальное описание, как правило, содержится в нормативно-правовых документах самого муниципального образования, предусматривают следующий порядок организации общественных обсуждений и проведения рассматриваемого мероприятия.

Этап №1. Назначение мероприятия

Как уже было отмечено выше, вопросами подготовки, организации и проведения публичных слушаний занимается глава МО или представительный орган МСУ. В большинстве случаев решение о назначении мероприятия издается в виде распоряжения главы МО, в котором обязательно содержатся следующие сведения:

  • повестка предстоящих слушаний с перечнем вопросов, которые необходимо обсудить;
  • дата начала и место проведения мероприятия. Важно напомнить, что дату назначает инициатор слушаний;
  • состав оргкомитета, в который входят представители общественности и органов МСУ.

Этап №2. Подготовка

Вторая стадия, которую предусматривает стандартный порядок организации публичных слушаний, заключается в проведении необходимых подготовительных мероприятий. Назначенный распоряжением главы МО оргкомитет выбирает руководителя, после чего вырабатывает комплекс мер по подготовке с назначением ответственных за каждую из них.

Одним из обязательных действий при этом выступает информирование населения, проживающего на территории МО. Порядок доведения сведений о планируемом мероприятии определяется уставом муниципального образования. Однако, №131-ФЗ устанавливает минимальный срок обнародования информации – 40 суток до начала мероприятия.

Этап №3. Проведение публичных слушаний

Начинаются любые публичные слушания с регистрации их участников. Затем оглашается повестка мероприятия, после чего определяется его регламент. Все перечисленные действия являются обязательными для любых публичных слушаний, независимо от темы.

Затем слово предоставляется экспертам, участвовавшим в разработке проектов правовых документов, обсуждение которых вошло в повестку собрания. После выступления каждого из них участникам слушания предоставляется возможность обратиться к оратору за разъяснением или с вопросом. По результатам обсуждения в проект документа могут быть внесены изменения.

Помимо внесения корректировок непосредственно на мероприятии, участникам публичных слушания предоставляется возможность разработать дополнительные предложения, связанные с обсуждаемыми вопросами, и предоставить их организаторам публичных слушаний в течение семи дней после их завершения.

Этап №4. Подведение итогов мероприятия

Разработкой итогового документа занимается оргкомитет. После окончания слушаний в течение недели принимаются предложения, которые могут быть предоставлены участниками мероприятия. Они оформляются в виде отдельного документа. Затем решения, принятые на публичных слушаниях, и предоставленные дополнительно предложения в полном объеме передаются главе МО, а итоговый документ публикуется на официальном сайте органов МСУ и в муниципальных СМИ.

Ссылка на основную публикацию