Нормативная денежная оценка земель

Содержание
  1. Применение нового коэффициента нормативной денежной оценки земли
  2. Нормативно-денежная оценка земельного участка
  3. Для чего необходима нормативно-денежная оценка?
  4. Порядок получения выписки о нормативно-денежной оценке земельного участка
  5. Нормативно-правовые акты
  6. Предложения нашей компании по получению выписки о нормативно-денежной оценке земельного участка
  7. Применение нормативно-денежной оценки земли в качестве базы налогообложения
  8. Нормативная денежная оценка земельного участка формула
  9. ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ УКРАИНЫ
  10. Порядок нормативной денежной оценки земель несельскохозяйственного назначения (кроме земель населенных пунктов)
  11. І. Общие положения
  12. ІІ. Нормативная денежная оценка земельного участка
  13. —> Аргумент-Эксперт —>
  14. Экспертная денежная оценка земли в Украине. Оценщики земли
  15. Различия между экспертной оценкой земли и нормативной
  16. Экспертная оценка земель различного целевого назначения

Нормативная денежная оценка земель

Точная стоимость зависит от конкретного случая. Оставьте заявку или уточняйте по телефону.

Нормативная денежная оценка земель представляет собой одну из основ разумного использования ее ресурсов. Является базой по установлению обоснованных платежей за землю, в частности, чтобы определить:

  • расчет арендной платы;
  • плату за аренду участков земли, представляющих государственную и коммунальную собственность;
  • размер земельного налога;
  • государственную пошлину при мене, наследовании и дарении участков и т.п.
  • размер потерь производства сельского и лесного хозяйства;
  • разработать показатели и механизмы экономического стимулирования по рациональному использованию и охране земель.

Нормативная денежная оценка земель представляет очень важный инструмент по регулированию общественных отношений относительно владения, пользованию и распоряжению землей. Денежной оценке земель охвачены земли, представляющие любые категории и формы собственности, согласно решению органов исполнительной власти или местного самоуправления, или согласно договору. С учетом целей и методов проведения оценка земель выделяет такие виды: бонитировку почв, экономическую оценку земель и денежную оценку участков земли.

Работы по проведению актуализации нормативной денежной оценки земель дают возможность пополнять средствами местные бюджеты за счет платы за землю (в соответствующие бюджеты при оформлении наследства и сделок), что помогает советам реализовать финансирование социально-экономических и культурных программ на данной территории.

Информационная база нормативной денежной оценки земель сельского хозяйства представлена материалами государственного земельного кадастра (количественной и качественной характеристикой земель, бонитованием почв, экономической оценкой земель), материалами землеустройства определенного хозяйства. А для территорий пунктов, предназначенных для заселения, база формируется их генеральными планами и проектами планирования застроек населенных пунктов, материалами по экономической оценке территории, материалами инвентаризационного порядка земель заселенных пунктов, проектами застройки и распределения территории этих пунктов, местными правилами постройки.

Нормативная денежная оценка земель, предназначенных для сельского хозяйства, определяется с учетом рентного дохода, создание которого определяется производством зерновых культур и определяется данными по экономической оценке земель.

В инфляционный период рентный доход формируется натуральными единицами (центнеры зерна), который в случае определения денежной оценки представляет стоимость на основе текущих цен на конкретное время оценки. Величину нормативной денежной оценки представляет произведение срока его капитализации и годового рентного дохода.

Нормативной денежной оценке подлежат отдельно:

  • пахотные земли;
  • земли под многолетними насаждениями;
  • естественные сеножатия и пастбища,
  • земли, принадлежащие населенным пунктам;
  • земли промышленных, транспортных предприятий, объектов связи, энергетики, территорий обороны и иного назначения;
  • земли естественного, заповедного и иных природоохранных, оздоровительных, рекреационных и историко-культурного территорий;
  • земли, принадлежащие водному фонду;
  • земли лесного фонда.

Нормативная денежная цена земли характеризует участок определенного качества по стоимости и местоположению, потенциальным доходом за расчетный срок его окупаемости. Нормативную цену устанавливают ежегодно представители исполнительной власти субъектов РФ для земель различных целевых назначений для оценочных зон, административных районов, поселений или их групп.

Нормативная денежная оценка земель

Нормативная денежная цена земли представлена установленной правительством РФ минимальной ценой земли. Постановление правительства РФ определяло нормативную цену земли конкретных участков земли, составляющую пятидесятикратную ставку налога на землю в рублях за единицу площади земель определенного целевого назначения.

Учитывая развитие рынка земли, местное самоуправление имеют право уточнения количества оценочных зон и их границ, принятия решения на повышение или понижение установленной нормативной оценки земельного участка, но в пределах 25%. Нормативную цену участка земли нельзя определить выше 75% рыночной цены.

Минимум размера ставки налога на землю был указан в объеме 100 руб. за 1 га. Нормативную денежную цену земли при выделении в населенных пунктах (город или поселок) участков земли в собственность гражданам для строительства жилья, личного подсобного хозяйства, для целей садоводства и животноводства формировали с учетом ставок налога на землю, определенной этой категории плательщиков. Денежную оценку земельного участка ежегодно необходимо уточнять в начале года (1 января) на коэффициент индексации.

Нормативная денежная оценки земли завершается составлением технической документации, в которой записываются результаты оценки, которые обязательно должны быть проверены государственной экспертизой в соответствии с законом. Нормативную денежную оценку земельных участков проводят юридические лица, у которых имеются лицензии проведения землеустроительных работ. Расчеты оценке конкретного участка земли представляют техническую документацию нормативной денежной оценки земель, выданной территориальным органом земельных ресурсов. Техническая документация бонитования почв, экономической оценки земель, денежной оценки участков земли, включая отчетность экспертной денежной оценки земли, находящейся в государственной и коммунальной собственности, при ее продаже должна пройти государственную экспертизу в соответствии с законом. Если у вас возникла необходимость выяснения вопросов по нормативной денежной оценке земли, смело можете обратиться в АНО «Центр Судебных Экспертиз», где вам окажут квалифицированную помощь, ответив на все ваши вопросы.

В случае, если Вас интересует не только тема оценки земельных участков, а смежные вопросы, такие как например оценка недвижимости, то мы рады Вам сообщить, что мы с удовольствием проведем для Вас оценку недвижимости, причем не только в Москве и Подмосковье, но и во всех регионах Российской Федерации.

Земельные участки:Стоимость, руб./ 1 сотка:Оценка земель городского назначения750, но не менее 10 000Оценка сельхозугодий37,50 но не менее 20 000Оценка лесных угодий75, но не менее 20 000Оценка земель иного назначения225, но не менее 20 000

Цена услуг по оценке земельных участков указана с учетом налогов. Транспортные расходы оплачиваются отдельно.

Применение нового коэффициента нормативной денежной оценки земли

Необходимо ли плательщикам платы за землю получать новое извлечение о размере нормативной денежной оценки земельного участка и уточнять показатели налоговых обязательств по плате за землю с применением коэффициента, установленного и введенного в действие с 17.07.2018 г. Приказом № 162?

Елена Иваницкая, главный государственный ревизор-инспектор

Татьяна Соловей, главный государственный ревизор-инспектор методологического сопровождения администрирования ресурсных, рентных платежей и местных налогов.

Приказом № 162 внесены изменения в примечания к приложению 1 Порядка нормативной денежной оценки земель населенных пунктов, утвержденного приказом № 489, относительно величины коэффициентов, характеризующих функциональное использование земельных участков в случаях, когда информация о виде целевого назначения участка не внесена в сведения Государственного земельного кадастра (далее — Кадастр) или информация о таком участке отсутствует в его ведомостях.

Сведения о целевом назначении земельного участка — использование земельного участка по назначению, вносимые в Кадастр на основании документации по землеустройству в установленном законодательством порядке (ст. 1 Закона о землеустройстве), используются для определения коэффициента функционального использования земельного участка — множителя при исчислении размера нормативной денежной оценки (далее — НДО) земельного участка (далее — оценка) при выполнении работ по такой оценке.

Порядок исчисления платы за землю предусматривает, что для определения базы налогообложения плательщик при подаче первой декларации (фактического начала деятельности в качестве плательщика платы за землю) вместе с ней подает справку (извлечение) о размере оценки, а в дальнейшем такая справка подается в случае утверждения новой оценки (п. 286.2 НКУ).

Основания и порядок выполнения оценки, а также вступления в силу ее результатов после утверждения решением органов местного самоуправления технической документации по оценке (далее — документация), определен статьями 15, 18, 23 Закона об оценке земель.

Периодичность выполнения оценки, определена ст. 18 этого Закона, регламентирует также срок действия документации (п. 24 Порядка № 105), который, в частности, для земельных участков, расположенных в пределах населенных пунктов, независимо от их целевого назначения, составляет пять — семь лет.

Таким образом, налоговые обязательства по плате за землю исчисляются в соответствии с извлечением об оценке, выполненной и утвержденной в порядке, определенном Законом об оценке земель, с применением к ней кумулятивной величины коэффициента индексации, рассчитанной в зависимости от даты утверждения такой оценки.

В то же время при наличии в сведениях Кадастра признаков, указанных в Порядке № 489, плательщику платы за землю целесообразно, руководствуясь ст. 15 Закона об оценке земель, обратиться в орган местного самоуправления по местонахождению такого участка по выполнению работ по землеустройству и оценке с целью внесения соответствующих сведений в Кадастр.

Нормативно-денежная оценка земельного участка

Нормативная денежная оценка земель

Нормативно-денежная оценка — это одна из нескольких видов оценок, предусмотренных Законом Украины «Об оценке земель», в основу расчета которой положен рентный доход от использования земельного участка в течение определенного периода времени. Законодательно понятие нормативно-денежной оценки определено также в ст.1 Закона Украины «Об оценке земель».

В основе нормативно-денежной оценки земельного участка — рентный доход. Для упрощенного понимания, рентный доход – это, по сути, те деньги, которые можно выручить от наиболее эффективного использования земельного участка по целевому назначению.

Для земельного участка сельхозназначения за пределами населенного пункта этот доход будет определяться в результате продажи зерна, выращенного на земельном участке за определенный промежуток времени. При этом если участок принадлежит частному лицу, также учитывается качество грунта, покрывающего такой земельный участок.

В пределах населенного пункта нормативно-денежная оценка земельного участка рассчитывается на 1 кв. м. Расчет зависит от многих факторов, среди которых:

  • функциональное использование земельного участка;
  • местонахождение земельного участка;
  • качество почвы;
  • экологическая ситуация;
  • другие факторы.

Ежегодно нормативно-денежная оценка подлежит обязательной индексации с учетом показателей инфляции прошлого года. Ответственным за индексацию нормативно-денежной оценки является Госземагентство (Госгеокадастр) Украины и его местные подразделения, которые обязаны проиндексировать нормативно-денежную оценку для предоставления заинтересованным лицам (налоговая, граждане, организации) до 15-го января каждого года.

Для чего необходима нормативно-денежная оценка?

Нормативно-денежная оценка обычно необходима в следующих случаях:

  • для расчета земельного налога;
  • для расчета размера арендной платы при аренде земельного участка;
  • для расчета потерь лесохозяйственного и сельскохозяйственного производства;
  • для расчета оплаты государственной пошлины при оформлении договоров купли-продажи, мены, дарения земельного участка;
  • при наследовании земельного участка.

Читать еще:  Досудебная претензия

В указанных выше случаях необходимо получить выписку о нормативно-денежной оценке земельного участка. Кроме нормативно-денежной оценки, во время нотариального оформления договора, нотариус также может требовать выписку из кадастра (ГЗК).

Порядок получения выписки о нормативно-денежной оценке земельного участка

На сегодняшний день заказать выписку о нормативно-денежной оценке можно в режиме онлайн. Чтобы заказать выписку онлайн, перейдите на сайт Публичной кадастровой карты и найдите свой участок по 19-тизначному кадастровому номеру.

Если по каким-либо причинам вы не имеете возможности заказать выписку о нормативно-денежной оценке через Интернет, ниже приведен порядок получения выписки традиционным способом, через подачу пакета документов в центр предоставления административных услуг вашего района.

Для получения справки (выписки) о нормативно-денежной оценке необходимо обратиться в местный центр предоставления административных услуг (разрешительный центр). Если в вашей местности такого не создано, то обратиться нужно непосредственно в местное управление Госземагентства (Госгеокадастра) и предоставить следующий перечень документов:

Для физического лица:

  • заявление о выдаче справки (выписки) о нормативно-денежной оценке для физического лица;
  • копия госакта о праве собственности на земельный участок;
  • копия паспорта;
  • копия идентификационного номера;
  • копия проекта землеустройства по отводу земельного участка (при наличии);
  • копия технической документации на земельный участок (при наличии).

Для юридического лица:

  • копия справки с ЕГРПОУ;
  • копия госакта или договора аренды земельного участка;
  • копии документов о праве собственности на здания, расположенные на земельном участке (свидетельство, справка из БТИ, выписку из реестра прав и т.д.);
  • копия разрешения на проведение работ по строительству (если таковые проводятся);
  • информация о текущих арендаторов зданий (помещений), которая отмечается в заявлении;
  • копия устава;
  • доверенность на представителя.

Нормативно-правовые акты

  • Закон Украины «Об оценке земель»;
  • Постановление Кабинета Министров Украины от 23.03.1995 № 213 «О методике нормативной денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения и населенных пунктов»;
  • Постановление Кабинета Министров Украины от 23.11.2011 № 1278 «Об утверждении Методики нормативной денежной оценки земель несельскохозяйственного назначения (кроме земель населенных пунктов)».

Предложения нашей компании по получению выписки о нормативно-денежной оценке земельного участка

Мы имеем возможность помочь Вам в ходе получения выписки из нормативно-денежной оценки земельного участка. Наши специалисты подготовят необходимый пакет документов и получат выписку о нормативно-денежной оценке на Ваше имя.

© 2013-2020. Землеустроитель. Все права сохранены
Разработка и поддержка веб-сайта — СтудияOS

Адрес: 03062, г. Киев, пр. Победы, 65, оф. 222

Применение нормативно-денежной оценки земли в качестве базы налогообложения

Оценка земли является одной из решающих составляющих эффективного использования земельных ресурсов государства, которая обеспечивает установление обоснованных платежей за землю.

Правовые принципы проведения оценки земель, профессиональной оценочной деятельности в сфере оценки земель определяет Закон об оценке земель, направленный на обеспечение проведения оценки земель, информационное обеспечение налогообложения и рынка земель.

В соответствии с положениями этого Закона объектами оценки земель является территория административно-территориальных единиц или их частей, территории оценочных районов и зон, земельные участки или их части либо совокупность земельных участков и прав на них, в том числе на земельные доли (паи), в пределах территории Украины.

Оценка земель в зависимости от цели и методов проведения делится на следующие виды: бонитировка почв, экономическая оценка земель, денежная оценка земельных участков.

В зависимости от назначения и порядка проведения денежная оценка земельных участков делится на нормативную и экспертную.

Нормативная денежная оценка земельных участков используется при определении размера земельного налога и арендной платы за землю, исчислении размера государственной пошлины при мене, наследовании и дарении земельных участков согласно закону, потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства.

Экспертная денежная оценка земельных участков проводится с целью определения стоимости объекта оценки и используется при осуществлении гражданско-правовых соглашений относительно земельных участков.

Такая оценка проводится, в частности, при отчуждении и страховании земельных участков, относящихся к государственной или коммунальной собственности, залоге земельного участка согласно закону, определении стоимости земельных участков, относящихся к государственной или коммунальной собственности, если они внесены в уставный фонд хозяйственного общества, определении стоимости земельных участков при реорганизации, банкротстве или ликвидации хозяйственного общества (предприятия) с государственной частью или частью коммунального имущества, являющегося собственником земельного участка, и в других случаях, определенных ст. 13 Закона об оценке земли.

Нормативная денежная оценка земельных участков для целей раздела XIII Налогового кодекса, согласно которому осуществляется взимание платы за землю, — это капитализированный рентный доход с земельного участка, определенный согласно законодательству центральным органом исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов (пп. 14.1.125 п. 14.1 ст. 14 Кодекса).

Оценка земельных участков может проводиться как по решению органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, так и на основании договора, заключаемого заинтересованными лицами в порядке, установленном законом.

Право на проведение денежной оценки земельных участков имеют юридические лица, получившие лицензии на проведение работ по землеустройству, согласно государственным стандартам, нормам, правилам, а также другим нормативно-правовым актам на землях всех категорий и форм собственности.

Нормативная денежная оценка земельных участков, расположенных в пределах населенных пунктов, независимо от их целевого назначения проводится не реже одного раза в пятьсемь лет, расположенных за пределами населенных пунктов земельных участков сельскохозяйственного назначения,не реже одного раза в пятьсемь лет, а несельскохозяйственного назначенияне реже одного раза в семьдесять лет.

По результатам нормативной денежной оценки земельных участков составляется техническая документация. Данные о нормативной денежной оценке отдельного земельного участка оформляются как извлечение из технической документации по нормативной денежной оценке земель. Техническая документация по нормативной денежной оценке земельных участков подлежит государственной экспертизе согласно закону.

Техническая документация земельных участков, расположенных в пределах населенных пунктов, утверждается соответствующими сельскими, поселковыми, городскими советами, а земельных участков, расположенных за пределами населенных пунктов, — соответствующими районными советами.

Извлечение из технической документации о нормативной денежной оценке отдельного земельного участка выдается соответствующим органом исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов. На их основании субъекты хозяйствования — собственники земли и землепользователи исчисляют сумму налогового обязательства по плате за землю и отражают ее в налоговой отчетности.

Согласно п. 271.1 ст. 271 Налогового кодекса базой налогообложения земли в Украине являются нормативная денежная оценка земельных участков с учетом коэффициента индексации, определенного согласно порядку, установленному этим Кодексом, и площадь земельных участков, нормативная денежная оценка которых не проведена.

Законом № 4834 ст. 271 Налогового кодекса дополнена новым п. 271.2, в соответствии с которым решение советов относительно нормативной денежной оценки земельных участков официально обнародуется соответствующим органом местного самоуправления до 15 июля года, предшествующего бюджетному периоду, в котором планируется применение нормативной денежной оценки земель или изменений (плановый период). В другом случае нормы соответствующих решений применяются не раньше начала бюджетного периода, наступающего за плановым периодом.

Вместе с тем п. 275.3 ст. 275 Налогового кодекса дополнен новым пп. 275.3.1, которым определено, что решение советов относительно утверждения ставок земельного налога за земельные участки вступают в силу в сроки, установленные согласно п. 271.2 ст. 271 этого Кодекса, то есть в таком же порядке, как и решение советов относительно нормативной денежной оценки земель.

Напомним, что справка (извлечение) о размере нормативной денежной оценки земельного участка представляется в соответствующий орган ГНС плательщиками платы за землю (кроме граждан) вместе с декларацией по плате за землю при введении или утверждении новой нормативной денежной оценки, а также при представлении первой декларации (фактического начала деятельности в качестве плательщика платы за землю).

Законом № 4834 внесены изменения в п. 274.1 ст. 274 Налогового кодекса, в котором слово и цифры «и 278» исключены, а в названии ст. 278 добавлены слова «нормативная денежная оценка которых не проведена». Рассмотрим правильность применения таких изменений.

Так, п. 274.1 ст. 274 Налогового кодекса установлена ставка земельного налога за земельные участки, нормативная денежная оценка которых проведена независимо от местонахождения (в пределах или за пределами населенных пунктов), — в размере 1% их нормативной денежной оценки. Исключение представляли земельные участки, указанные в ст. 278 этого Кодекса. Эта статья определяла единый порядок налогообложения земельных участков и устанавливала ставки земельного налога за земельные участки, предоставленные предприятиям промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны, расположенные за пределами населенных пунктов, независимо от того, проведена или не проведена их нормативная денежная оценка, — в процентах от нормативной денежной оценки единицы площади пашни по АР Крым и по области.

Следовательно, в связи с изменениями, внесенными Законом № 4834, с 1 июля 2012 г. налогообложение земельных участков за пределами населенных пунктов, предоставленных предприятиям промышленности, транспорта (кроме земель железнодорожного транспорта, за исключением земельных участков железнодорожного транспорта, на которых находятся отдельно расположенные культурно-бытовые здания и другие сооружения), связи, энергетики, а также предприятиям и организациям, осуществляющим эксплуатацию линий электропередач (кроме сельскохозяйственных угодий и земель лесохозяйственного назначения), осуществляется: по ставке 1% нормативной денежной оценки земельного участка, если такая оценка проведена (п. 274.1 ст. 274 Налогового кодекса), а если не проведенапо ставке 5% нормативной денежной оценки единицы площади пашни по АР Крым и по области (п. 278.1 ст. 278 Кодекса).

Что касается индексации нормативной денежной оценки земли, то необходимо отметить следующее.

Денежная оценка земельных участков, начиная с 2000 г., ежегодно по состоянию на 1 января уточняется на коэффициент индексации согласно порядку, утвержденному Кабинетом Министров Украины. По состоянию на 1 января 2011 г. такой коэффициент составил 3,2.

Читать еще:  Делится ли при разводе имущество полученное в наследство

С 1 января 2011 г. порядок определения коэффициента индексации нормативной денежной оценки земель, на который индексируется нормативная денежная оценка сельскохозяйственных угодий, земель населенных пунктов и других земель несельскохозяйственного назначения установлен ст. 289 Налогового кодекса.

Согласно этому порядку центральный орган исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов ежегодно рассчитывает величину коэффициента индексации нормативной денежной оценки земель по индексу потребительских цен за предыдущий год и не позднее 15 января текущего года информирует центральный орган ГНС и собственников земли, а также землепользователей о ежегодной индексации такой оценки. За 2011 г. такой коэффициент составлял 1,0, который согласно п. 289.2 ст. 289 Налогового кодекса рассчитан исходя из индекса потребительских цен за 2011 г., — 104,6%.

31 октября 2011 г. Кабинетом Министров Украины принято постановление № 1185, согласно которому с 1 января 2012 г. к показателям нормативной денежной оценки пашни, проведенной по состоянию на 1 июля 1995 г. (с учетом индексации), применяется коэффициент 1,756.

Следовательно, изменение базы налогообложения земельных участков (нормативной денежной оценки пашни) привело к изменению годовых сумм налоговых обязательств по уплате земельного налога за объекты налогообложения и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности.

Нормативная денежная оценка земельных участков, как и государственная регистрация земельных участков и учет количества и качества земель, является одной из составляющих частей государственного земельного кадастра, основным назначением которого является обеспечение необходимой информацией органов государственной власти и органов местного самоуправления, заинтересованных предприятий, учреждений, организаций и граждан с целью урегулирования земельных отношений, рационального использования и охраны земель, а также определения размера платы за землю. От полноты и достоверности данных государственного земельного кадастра зависит полнота наполнения местных бюджетов платой за землю.

Данные относительно размера нормативной денежной оценки земельных участков собственники земельных участков и землепользователи могут получить в подчиненных органах Госземагентства Украины, которые ведут государственный земельный кадастр и обеспечивают полноту и достоверность сведений обо всех земельных участках.

Нормативная денежная оценка земельного участка формула

В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.
Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.
Для получения полного доступа к документам необходимо Оплатить доступ.

Дата обновления БД:

Всего документов в БД:

Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ УКРАИНЫ

от 22 августа 2013 года №508

Об утверждении Порядка нормативной денежной оценки земель несельскохозяйственного назначения (кроме земель населенных пунктов)

(В редакции Приказа аграрной политики и продовольствия Украины от 18.12.2018 г. №604)

В соответствии с подпунктом 7.40 подпункта 7 пункта 4 Положения о Министерстве аграрной политики и продовольствия Украины, утвержденного Указом Президента Украины от 23 апреля 2011 года №500, ПРИКАЗЫВАЮ:

2. Департаменту земледелия (Демидов О.А.) обеспечить предоставление настоящего приказа на государственную регистрацию в Министерство юстиции Украины.

3. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Давиденко В.М.

Утвержден приказом Министерства аграрной политики и продовольствия Украины от 22 августа 2013 года №508

Порядок нормативной денежной оценки земель несельскохозяйственного назначения (кроме земель населенных пунктов)

І. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок определяет процедуру проведения нормативной денежной оценки земель несельскохозяйственного назначения (кроме земель населенных пунктов).

1.2. Нормативная денежная оценка земель несельскохозяйственного назначения (кроме земель населенных пунктов) проводится в соответствии с Методикой нормативной денежной оценки земель несельскохозяйственного назначения (кроме земель населенных пунктов), утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 23 ноября 2011 года №1278.

1.3. Исключен в соответствии с Приказом Министерства аграрной политики и продовольствия Украины от 18.12.2018 г. №604 .

ІІ. Нормативная денежная оценка земельного участка

2.1. Нормативная денежная оценка земельного участка (Цн) определяется по формуле

Цн = Пд x Рд x Ск x Км x Кв x Кмц x Ки

Пд — площадь земельного участка, который принимается по данным Государственного земельного кадастра или документации по землеустройству, кв. м;

Рд — рентный доход на один кв. м площади для соответствующей категории земель, которая определяется по нормативам рентного дохода для соответствующей категории земель согласно приложению 1 к данному Порядку, гривен в год;

Ск — срок капитализации, который определяется согласно пункту 2.2 этого раздела, лет;

Км — коэффициент, учитывающий место расположения земель, который определяется согласно пункту 2.3 этого раздела;

Кв — коэффициент, учитывающий вид использования земельного участка, который определяется согласно пункту 2.7 этого раздела;

Кмц — коэффициент, учитывающий принадлежность земельного участка к землям природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения, который определяется согласно пункту 2.12 этого раздела;

Ки — коэффициент индексации нормативной денежной оценки земель, который определяется согласно статье 289 раздела XIII Налогового кодекса Украины.

2.2. Срок капитализации рентного дохода определяется для всех категорий земель (кроме земель лесохозяйственного назначения) и составляет 33 года, для земель лесохозяйственного назначения — 50 лет.

2.3. Коэффициент, который учитывает место расположения земель (Км) (кроме земель лесохозяйственного назначения и земель водного фонда), определяется для кадастрового квартала, пределы которого отображаются на индексных кадастровых картах (планах), по формуле

Кр — коэффициент, учитывающий региональные факторы места расположения кадастрового квартала, который определяется согласно пункту 2.4 этого раздела;

Кл — коэффициент, учитывающий локальные факторы места расположения кадастрового квартала по территориально- планировочным, инженерно-геологическим, историко-культурным, природно-ландшафтным, санитарно-гигиеническими и другим условиям, что определяется согласно пункту 2.6 этого раздела.

Для земель лесохозяйственного назначения и земель водного фонда коэффициент, учитывающий место расположения земель (Км), принимается равным единице.

2.4. Коэффициент, учитывающий региональные факторы места расположения кадастрового квартала (Кр), определяется по формуле

Кр = Кр1 x Кр2 x Кр3

Кр1 — коэффициент, учитывающий отдаленность кадастрового квартала от населенных пунктов, что определяется согласно пункту 2.5 этого раздела;

Кр2 — коэффициент, учитывающий отдаленность кадастрового квартала от автомобильных дорог государственного значения и определяется согласно приложению 2 к данному Порядку;

Кр3 — коэффициент, учитывающий расположение кадастрового квартала в зонах радиоактивного загрязнения в результате Чернобыльской катастрофы и определяется согласно приложению 3 к данному Порядку.

2.5. Коэффициент, учитывающий отдаленность кадастрового квартала от населенных пунктов (Кр1), нормативная денежная оценка земель которых определена, если наименьшее расстояние от границы кадастрового квартала до границы населенного пункта не превышает зону влияния населенного пункта (Д), для соответствующей категории земель определяется по формуле (кроме земель природно-заповедного и иного природоохранного назначения, оздоровительного назначения, историко-культурного назначения, лесохозяйственного назначения, водного фонда)

Цнм — средняя стоимость одного квадратного метра земель населенного пункта в зависимости от региональных факторов места расположения, определенная в соответствии с Порядком нормативной денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения и населенных пунктов, утвержденным приказом Государственного комитета Украины по земельным ресурсам, Министерства аграрной политики Украины, Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины, Украинской академии аграрных наук от 27 января 2006 года №18/15/21/11, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 05 апреля 2006 года за №388/12262, с учетом коэффициента индексации нормативной денежной оценки земель, гривен;

Кпт — коэффициент, учитывающий степень градостроительной ценности территорий в зоне влияния населенных пунктов и определяется согласно приложению 4 к данному Порядку;

Ск — срок капитализации (33 года);

Рд — рентный доход на один кв. м площади для соответствующей категории земель (кроме земель природно-заповедного и иного природоохранного назначения, оздоровительного назначения, историко-культурного назначения, лесохозяйственного назначения, водного фонда), который определяется по нормативам рентного дохода для соответствующей категории земель согласно приложению 1 к данному Порядку, гривен в год;

Кр2 — коэффициент, учитывающий отдаленность кадастрового квартала от автомобильных дорог государственного значения и определяется согласно приложению 2 к данному Порядку;

Кр3 — коэффициент, учитывающий расположение кадастрового квартала в зонах радиоактивного загрязнения в результате Чернобыльской катастрофы и определяется согласно приложению 3 к данному Порядку;

Д — ширина зоны влияния населенного пункта, который определяется согласно приложению 5 к данному Порядку, км;

Л — геометрически наименьшее расстояние от границы кадастрового квартала до границы населенного пункта в соответствии с данными индексных кадастровых карт (планов), км.

Если населенные пункты, нормативная денежная оценка земель которых определена, отсутствуют на расстоянии от границы кадастрового квартала меньше, чем ширина зоны влияния населенных пунктов (Д), коэффициент Кр1 принимается равным единице.

Для земель природно-заповедного и иного природоохранного назначения, оздоровительного назначения, историко-культурного назначения, лесохозяйственного назначения, водного фонда коэффициент Кр1 принимается равным единице.

Если кадастровый квартал расположен в пределах ширины зоны влияния нескольких населенных пунктов, принимается наибольшее из возможных значений коэффициента Кр1.

Если расчетное значение коэффициента Кр1 меньше единицы, он принимается равным единице.

2.6. Коэффициент, учитывающий локальные факторы места расположения кадастрового квартала по территориально-планировочным, инженерно-геологическим, историко-культурным, природно-ландшафтным, санитарно-гигиеническим и другим условиям (Кл), определяется согласно приложению 6 к данному Порядку как произведение значений коэффициентов, которые соответствуют локальным факторам, проявляющимся в пределах этого кадастрового квартала.

2.7. Коэффициент, учитывающий вид использования земельного участка (Кв), определяется по формуле

Кв = Кв1 x Кв2 x Кв3 x Кв4

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

—> Аргумент-Эксперт
—>

Одним из местных налогов, взимаемых в Украине, является налог на имущество. К нему относятся: налог на недвижимость, транспортный налог и плата за землю, плательщиками которой являются собственники и пользователи земельных участков.

Статья 5 Закона Украины «Об оценке земель» определяет, что денежная оценка земли в зависимости от предназначения и порядка проведения может быть экспертной и нормативной. Под нормативной оценкой земли подразумевается капитализированный рентный доход с нее (ст.1 ЗУ «Об оценке земель»).

Предлагаю коснуться некоторых важных нюансов проведения нормативной денежной оценки земли, поскольку именно она, в соответствие с пп.271.1.1 п.271.1 ст.271 Налогового кодекса Украины и ст.5 ЗУ «Об оценки земель», является базой налогообложения земельным налогом.

Читать еще:  Как рассчитать кадастровую стоимость недвижимости: формула по которой можно узнать цену объекта

По результатам проведения нормативной оценки земель составляется техническая документация, которая, во-первых, подлежит государственной экспертизе, а во-вторых утверждается решением органа местного самоуправления.

Следует отметить, что в соответствие со ст.18 ЗУ «Об оценке земель», нормативная денежная оценка земель в пределах населенных пунктов независимо от целевого назначения проводится не реже, чем один раз в 5-7 лет. В тоже время ст.36 ЗУ «О государственной экспертизе землеустроительной документации» предусматривает, что позитивный вывод государственной экспертизы технической документации по нормативной денежной оценке земли действует на протяжении срока действия такой документации, но не более трех лет с даты его выдачи!

Таким образом, важно проверять наличие позитивного вывода государственной экспертизы технической документации по нормативной денежной оценки земли, ведь не исключен вариант, при котором срок действия документации по оценки земли еще не истек, но при этом истек срок действия вывода государственной экспертизы. В таком случае, техническая документация по оценке земель, как и решение местного совета о ее утверждении, нельзя назвать соответствующими требованиям ЗУ «Об оценке земель».

В свою очередь данные об оценке конкретного земельного участка оформляются в виде извлечения из технической документации по оценке земли.

Извлечение — важный документ для плательщиков налога на землю, так как на основании его данных исчисляется сумма обязательства по этому налогу, а само извлечение подается вместе с налоговой декларацией по земельному налогу. Следует отметить, что справка об оценке земли (так часто называют извлечение из технической документации) подается вместе с декларацией при первой ее подаче (в случае начала использования земли) и при утверждении новой денежной оценки.

Обращаю внимание плательщиков земельного налога на п.271.2 ст.271 НК Украины, в соответствие с которым решения органов местного самоуправления относительно нормативной оценки земли в пределах населенных пунктов официально публикуются до 15 июля года, предшествующему бюджетному периоду, в котором планируется применение нормативной денежной оценки земель (плановый период). В ином случае, нормы соответствующих решений применяются не ранее начала бюджетного периода, следующим за плановым.

Другими словами, решение местного совета об утверждении технической документации по нормативной денежной оценки земель может быть применено в 2016 году, если оно официально опубликовано на сайте местного совета до 15 июля 2015 года. В случае, если такое решение опубликовано позже указанной даты, то оно применяется с 2017 года.

Для некоторых чиновников эта норма незнакома: клиент, не увидев на сайте горсовета решение об утверждении технической документации по оценке земель, попросил предоставить его копию непосредственно в совете, где ему ответили отказом, в связи с «конфиденциальностью».

Данные нюансы, на первый взгляд, кажущиеся неважными, таковыми не являются: в 2015 году Вы могли платить земельный налог исходя из нормативной денежной оценки земли в 200 000 гривен, а уже в 2016 году получили извлечение об оценке с суммой в 800 000 гривен. То есть, прямо пропорционально размеру нормативной оценки участка возрастает и сумма обязательства по земельному налогу.

Думается, что немногие плательщики земельного налога подробно вникали в порядок и методику расчета нормативной денежной оценки принадлежащих им участков. А зря, так как практика показывает, что завысить размер оценки (а значит и сумму обязательства по налогу на землю) можно, использовав, например, «не тот» коэффициент в формуле расчета.

Пункт 2 Методики нормативной денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения и населенных пунктов, утвержденной постановлением КМУ №213 от 23.03.1995 года (Методика), предусматривает, что информационной базой для оценки земли сельскохозяйственного назначения являются данные государственного земельного кадастра, а для земель населенных пунктов — их генеральный планы, проекты планировки и застройки.

В формуле расчета нормативной денежной оценки земель населенных пунктов используется два коэффициента, числовое значение которых прямо пропорционально влияет на размере оценки земли:

Кф — коэффициент функционального использования земли;

Км — коэффициент месторасположения земли.

При этом, числовые значения коэффициента функционального использования участка предусмотрены Порядком проведения нормативной денежной оценки земель, утвержденным совместным приказом Государственного комитета по земельным ресурсам, Министерства аграрной политики, Министерства строительства и ЖКХ №18/15/21/11 от 27.01.2006 года (Порядок).

С целью определения коэффициента функционального использования все земли разделены на земли жилой застройки, земли промышленности, земли исследований и разработок, земли горной промышленности и горных разработок, земли коммерческого использования, земли общественного назначения, земли транспорта и связи, земли технической инфраструктуры, земли смешанного использования .

Минимальное значение коэффициента Кф — установлено для земель смешанного использования (0,1), а максимальное для «коммерческих земель» (2,5), оценка земли промышленности осуществляется с применением коэффициента — 1,2.

Отнесение земли к определенной категории осуществляется в соответствие с видами экономической деятельности, указанными в справках статистики . Не трудно догадаться, к какой категории следует относить земли предприятий, чтобы увеличить поступления в бюджет за счет земельного налога.

Пример. Одним из видов экономической деятельности, указанных в справке статистики производственного предприятия, является «другие виды оптовой торговли». Это предприятие получило извлечение из технической документации о нормативной денежной оценки своей земли, на которой расположены производственные мощности. Из данного извлечения видно, что расчет оценки произведен с использованием коэффициента 2,5 (земли коммерческого использования), а не 1,2, предусмотренного для земель промышленности.

Согласно упомянутому выше Порядку, в целях проведения нормативной денежной оценки к землям коммерческого использования относят: земли торговли транспортными средствами и их ремонта; земли оптовой торговли, земли розничной торговли бытовыми товарами и их ремонта; земли отелей и ресторанов; земли предприятий финансового посредничества, страхования, операций с недвижимостью; земли предприятий информатизации; земли предприятий сферы отдыха и развлечений.

Отнесение конкретного земельного участка к землям определенной функциональной категории только на основе данных справки статистики не считаю логичным и справедливым . Ведь предприятие может осуществлять абсолютно разные виды деятельности, при этом владея множеством земельных участков. На одном оно может ремонтировать автомобили, в таком случае, уплачивая земельный налог исходя из денежной оценки, рассчитанной с применением коэффициента 2,5, а на другом — производить те же автомобили. В последнем случае расчет нормативной денежной оценки такой земли должен быть произведен с применением коэффициента 1,2. При этом, числовое значение нормативной денежной оценки земли с применением этих двух коэффициентов отличается в 2,08 раза!

Отмечу, что для расчета нормативной денежной оценки земли, на которой не завершено строительство (будь-то автосалон или цех по производству мебели) должен использоваться коэффициент 0,5.

Смотрите, как неправильное применение коэффициента меняет размер оценки : в справке статистики владельца будущего объекта значится «коммерческий» вид деятельности. «Не обратив» внимание на то, что земля по такому функциональному назначению еще не используется (в силу того, что на ней не завершено строительство), можно применить «коммерческий» коэффициент 2,5 вместо «строительного» 0,5, завысив числовое значение нормативной оценки участка в 5 раз!

То есть, формальный подход как к получению собственником (пользователем) земли извлечения из технической документации о нормативной денежной оценке, так и к ее выдаче уполномоченным на это субъектом, может привести к завышению базы налогообложения земельным налогом.

Советую внимательно изучать составляющие формулы, которая была использована для расчета денежной оценки земли, и прибегать к юридическим инструментам обжалования результатов оценки.

Экспертная денежная оценка земли в Украине. Оценщики земли

Экспертная денежная оценка земли очень часто путается с похожей услугой, которая называется «нормативная оценка земли». Это совершенно разные работы, хотя звучат почти одинаково. Денежная оценка земельных участков определяет рыночную стоимость имущества, которая будет отвечать рынку земель в Украине. Нормативная оценка определяет стоимость качественного состояния земли, то есть сколько стоят именно качественные характеристики почвы.

Мы решили более подробно рассмотреть различия в этих услугах, поэтому мы напишем об этом ниже. Также, рассмотрим основные параметры, которые могут влиять на нормативную и экспертную оценку такого имущества в Украине.

Различия между экспертной оценкой земли и нормативной

Нормативная денежная оценка земельЭкспертная денежная оценка земли. Такая услуга определяет именно цену, которая актуальна для определенного промежутка времени, для определенной страны и учитывает все условия, влияющие на рынок: например коэффициент торга, который увеличивается при экономическом кризисе.

Есть факторы, влияющие на стоимость земельных участков постоянно. Оценщики земли Украины, всегда учитывают: местоположение земельного угодья, наличие инженерных коммуникаций, асфальтированного покрытия, площадь, рельеф поверхности и геометрическую форму объекта.

Нормативная оценка земли. Эта услуга учитывает именно качество почвы, уровень содержания гумуса, балл бонитета. Например земля, что имеет большее содержание гумуса, имеет больший балл бонитета, будет иметь максимально высокую стоимость. Нормативная оценка более актуальна для заключения договора аренды с органами власти (городским или сельским советом).

Есть земли, имеющие ценные почвы. Их стоимость может иметь различную цену. Достаточно часто, такую землю предоставляют в аренду или пользование с определенными ограничениями, могут вообще отказать в использовании.

Экспертная оценка земель различного целевого назначения

Есть земля, которая имеет более распространенное использование на рынке недвижимости Украины: для строительства жилых домов, ведения садоводства или огородничества, личного сельского хозяйства, коммерческое назначение. Все эти типы целевого назначения имеют различную оценочную стоимость.

Земельные участки, используемые для коммерческого и жилищного строительства, имеют всегда очень высокую стоимость. Угодья для сельского хозяйства имеют самую низкую стоимость. Приобретя участок для садоводства, Вы не сможете использовать ее для строительства там коммерческого объекта недвижимого имущества. То есть каждое целевое назначение нам указывает, как можно использовать такое имущество.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Вадим/ автор статьи
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридический портал
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock
detector