Можно ли оспорить кадастровую стоимость земельного участка, что для этого надо и как совершить

Можно ли оспорить кадастровую стоимость земельного участка, что для этого надо и как совершить?

Кадастровая стоимость земельного участка является основой, опираясь на которую рассчитываются налоговые обязательства его собственника, сумма арендной платы для арендатора, размер платы за пользование земельным наделом и т.д. Можно ли изменить установленный кадастровый показатель, если он исчислен неверно? Давайте разберёмся.

Можно ли физическим и иным лицам оспорить государственную оценку?

Ст. 22 закона N 237-ФЗ закрепляет за юридическими, физическими лицами и органами муниципальной и государственной власти право оспорить результаты кадастровой оценки, если они затрагивают обязанности и права указанных лиц.

Согласно ст. 24.18 закона N 135-ФЗ предполагает, что оспаривать кадастровую оценку можно в случаях:

  • если при оценке стоимости были приняты к учёту недостоверные сведения о земельном участке;
  • если необходимо установить рыночную стоимость объекта вместо кадастровой на момент проведения оценки.

Из-за погрешностей, возникающих в период проведения массовой оценки объектов недвижимости, определённая государством стоимость земельного участка может оказаться как выше рыночной (реальной) стоимости, так и гораздо ниже неё. Если кадастровый показатель существенно завышен, то собственник оспаривает оценку надела, в результате чего налог на землю, который он ежегодно платит, снижается.

При занижении государственного показателя владелец надела отчисляет в бюджет меньшие суммы, но при возникновении необходимости заключения коммерческой сделки перед ним появляется дилемма. Какую стоимость нужно отобразить в соглашении – кадастровую или рыночную?

При заниженной цене в случае расторжения договора стороны будут отвечать только в пределах указанной в соглашении суммы. Отображение реальной стоимости надела в соглашении грозит его собственнику:

  1. разбирательством с налоговым инспектором;
  2. доначислением налогов;
  3. оплатой штрафа.

Этот показатель обычно учитывает все недостатки и достоинства предмета сделки:

  • размер;
  • площадь;
  • расположение относительно объектов инфраструктуры;
  • категорию земель;
  • вид разрешённого землепользования;
  • качество плодородного слоя;
  • привлекательность для ведения бизнеса и пр.

Государственный эксперт, проводящий оценку, перечисленные данные не учитывает, составляя отчёт без осмотра объекта. Поэтому нередко возникают ситуации, когда кадастровая стоимость отличается от рыночной в разы.

Адекватность утверждённого государственного показателя можно оценить, если сравнить аналогичные участки со схожими параметрами в одном районе.

Пересматривают кадастровую стоимость участка и в случаях ошибок, которые были допущены при проведении оценки. К ним относят:

  • неверное указание сведений об объекте, подлежащему экспертизе;
  • ошибочное определение условий, которые влияют на стоимость земельного участка (местоположение, целевое назначение, разрешённое использование, аварийное состояние, нахождение надела в границах санитарно-защищенных или других зон с особыми условиями использования участков и т.д.);
  • неверное применение методологии при исчислении кадастровой цены.

Нужна ли оценка надела земли, чтобы оспорить?

В соответствии со ст. 22 закона N 237-ФЗ комиссии по оспариванию или суду необходимо предоставить перечень документов, куда входит и отчёт об оценке рыночной стоимости в электронном виде и на бумажном носителе. Если данный документ предоставлен не будет, то согласно п.10 ст. 22 закона N 237-ФЗ заявление к рассмотрению не принимается.

Помимо указанной оценки, лица, её проводившие, предоставляют пояснения для их рассмотрения на заседании комиссии. Эксперты также приглашаются для участия в рассмотрении спора.

Оценщик должен установить рыночную цену надела на момент проведения государственной оценки. В противном случае результаты экспертизы не учитываются.

Куда обращаться, если завышена?

Рассматривать споры относительно результатов кадастровой экспертизы согласно ст. 22 закона N 237-ФЗ имеет право комиссия, созданная в субъекте РФ, либо судебный орган. Обращаться с заявлением можно как в комиссию по рассмотрению споров, так и сразу в суд.

Пошаговая инструкция обжалования: как проводится процедура?

При оспаривании кадастровой стоимости следует учитывать, что подавать заявление согласно ст. 24.18 закона N 135-ФЗ нужно не позднее чем в течение пяти лет после внесения сведений в госреестр недвижимости (ЕГРН), но до момента новой оценки.

Внесудебный порядок

Внесудебный порядок оспаривания предполагает подачу заявления о пересмотре установленной государством цены земельного надела комиссии по рассмотрению споров, к которому прилагают:

  • справку из ЕГРН, где указан оспариваемый показатель;
  • правоустанавливающие или правоудостоверяющие документы, если запрос подаёт собственник надела;
  • документы, подтверждающие недостоверность служивших основой для проведения первоначальной оценки сведений (при оспаривании оценки из-за недостоверных данных);
  • отчёт специалиста о рыночной стоимости объекта (при пересмотре стоимости надела) на бумажном и электронном носителе.

При отсутствии любого из вышеприведённых документов заявление рассмотрено не будет.

Также не принимаются обращения, если нарушен установленный для их подачи срок, или же норматив был ранее установлен на уровне рыночного показателя.

К заявлению можно прилагать иные документы, имеющие отношение к оценке земельного надела.

После поступления обращения в недельный срок комиссия уведомляет заявителя и муниципальный орган, где расположен объект, о дате проведения его рассмотрения. Заявитель имеет право присутствовать на заседании, но его участие необязательно. Комиссия в течение месяца после поступления обращения обязана его рассмотреть и принять решение об отказе или пересмотре стоимости земельного участка.

Если установленная государством цена существенно меняется в меньшую сторону, то решение комиссии в пользу заявителя может быть оспорено муниципалитетом в суде.

Если комиссия по рассмотрению споров отклонила заявление о пересмотре кадастрового показателя, то следующим шагом будет обращение в суд. В суд можно обратиться сразу, минуя комиссию.

Составление заявления и необходимые документы

В исковом обращении указывают:

  1. наименование организации, куда подаётся заявление;
  2. данные заявителя (Ф. И. О., место регистрации, дата рождения, номера телефонов);
  3. данные ответчика (если известны);
  4. требования (оспаривание решения, бездействия или действий комиссии; установление рыночной стоимости в отношении земельного надела; изменение кадастровой стоимости в связи с выявленными недостоверными сведениями; исправление ошибки);
  5. сведения о нарушенных правах, свободах или интересах истца;
  6. доводы и основания;
  7. если была попытка внесудебного оспаривания, то ее результаты (вынесенное решение);
  8. список приложений.
  • Скачать бланк искового заявления об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка
  • Скачать образец искового заявления об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка

В качестве ответчика может выступать:

  1. Росреестр (при выявлении недостоверных данных о наделе или исправлении ошибки).
  2. Муниципальный орган (при необходимости установить рыночную стоимость).
  3. Комиссия и филиал Росреестра, при которой она создана (для исков по обжалованию действий (бездействия) комиссии).

В перечень необходимых приложений входят:

  • уведомления о вручении копий иска всем участвующим в процессе сторонам;
  • справка ЕГРН об оспариваемом показателе;
  • копии правоудостоверяющего или правоустанавливающего документа;
  • подтверждающие недостоверность данных об участке документы;
  • отчет о рыночной стоимости надела;
  • вынесенное комиссией решение;
  • чек об оплате госпошлины.

Этот список может меняться в зависимости от требований, заявленных в иске, и особенностей рассматриваемого дела.

Подать иск можно в течение пяти лет с момента внесения данных в ЕГРН при споре относительно установленной государством цены.

Оспаривать действия (бездействие) комиссии или ее решение можно в течение трех месяцев с момента, когда истец узнал о нарушении его свобод, прав или интересов.

Участие в заседании

Суд обязан рассмотреть обращение истца относительно изменения кадастровой стоимости в течение двух месяцев, а заявление по решению или действиям комиссии в течение тридцати дней. Чтобы решение было вынесено в пользу истца, последний должен представить доказательства недостоверности данных относительно надела, а также предоставить оценку рыночной стоимости участка.

Сведения об измененной стоимости участка будут применяться с начала календарного года, в котором было подано обращение о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения данных в ЕГРН.

Сколько стоит обжаловать?

Основными затратами при обжаловании стоимости земельного участка станут проведение оценки объекта и юридическое сопровождение судебного процесса. Стоимость оценки зависит от многих факторов (территориального расположения участка, объема работ и пр.), поэтому фиксированной цены на данные виды работ нет.

Как правило, оценщики предварительно рассчитывают экономический эффект от переоценки, а затем сообщают клиенту о целесообразности ее проведения.

Читать еще:  Поиск судебных актов

Оспаривание кадастровой стоимости участка имеет смысл при значительном отличии данного показателя от рыночной стоимости, ведь для последующих переоценок основой будет служить все та же завышенная цена. Обжаловать результаты государственной оценки можно в:

  1. суде;
  2. созданных при филиалах Росреестра комиссиях.

Первый способ – более длительный и дорогостоящий. Обращение в комиссию не предполагает оплаты госпошлины, ответ заявитель получает в течение месяца, но положительное для обратившегося решение может быть оспорено в суде.

Полезное видео

Видео о том, как оспорить кадастровую стоимость ЗУ:

Как добиться пересмотра кадастровой стоимости объектов недвижимости в Подмосковье

Кадастровая стоимость – это рыночная стоимость объекта недвижимости, которая определяется в процессе государственной кадастровой оценки. На ее формирование влияет множество факторов: территория и площадь земельного участка, его категория, вид разрешенного использования и др. Для граждан установление справедливой кадастровой стоимости важно тем, что именно от нее зависит размер земельного налога. Поскольку государственная кадастровая оценка носит массовый характер, то в отдельных случаях могут возникать ошибки в определении стоимости недвижимости. О том, куда жители Московской области должны обращаться для пересмотра кадастровой стоимости объектов, и какие документы для этого необходимы, читайте в материале портала mosreg.ru.

Почему возникают ошибки в определении кадастровой стоимости

Источник: Фотобанк Московской области

Справедливая кадастровая стоимость объекта недвижимости не должна резко отличаться от рыночного уровня цен. Как правило, превышение кадастровой стоимости над рыночной связано с ошибками в ее определении. Также речь может идти о непринятии во внимание уникальных особенностей недвижимости.

Например, одна из типичных ошибок – неправильное отнесение объекта капитального строительства к стоимостной группе вида разрешенного использования при проведении кадастровой оценки. В этом случае рыночная и кадастровая стоимость могут отличаться в несколько раз.

Как узнать кадастровую стоимость объекта

Источник: Фотобанк Московской области, Александр Кожохин

Чтобы узнать кадастровую стоимость объекта недвижимости, можно обратиться к публичной кадастровой карте Росреестра – достаточно кликнуть по нужному участку земли. Чтобы упростить поиск, можно сразу ввести кадастровый номер участка в строке в левом верхнем углу карты. Также кадастровую стоимость земли можно узнать с помощью отдельного сервиса Росреестра по тому же кадастровому номеру. Кроме того, эту информацию можно получить в виде выписки на том же портале в разделе «Получение выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости».

Куда обращаться для пересмотра кадастровой стоимости

Источник: Фотобанк Московской области, Анастасия Осипова

Чтобы добиться пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости при наличии сомнений в верности ее определения, необходимо обратиться в Министерство имущественных отношений Московской области. Для этого нужно написать заявление на имя министра, к которому приложить копии документов, подтверждающих выявленную ошибку (о регистрации права, кадастровые паспорта или кадастровые выписки, письма администрации района или иные документы).

Заявление и документы принимаются по адресу: Московская область, город Красногорск, бульвар Строителей, дом 1, здание бюро пропусков, окно «прием корреспонденции», или на электронную почту министерства: mio@mosreg.ru.

Также заявление о необходимости пересмотра кадастровой стоимости можно оставить на портале «Добродел» в разделе «Сообщить о высокой кадастровой стоимости участка».

Срок рассмотрения заявлений занимает 30 календарных дней. В итоге заявителю направляется мотивированный ответ о наличии или отсутствии кадастровых ошибок. В случае выявления ошибки Минмособлимущество проводит перерасчет кадастровой стоимости, утверждает результаты новой кадастровой оценки и направляет сведения о новой кадастровой стоимости в Кадастровую палату для внесения в Единый государственный реестр недвижимости.

Как оспорить результаты

Источник: ©, Управление Федеральной антимонопольной службы по Московской области

Если по результатам проверки специалистам не удалось выявить ошибок при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости, но при этом она все равно значительно превышает рыночную (выше стоимости сделок по аналогичным объектам), то целесообразно обратиться в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области. В ее состав входят представители Росреестра, Кадастровой палаты, Минмособлимущества и представитель оценочного сообщества.

В комиссию необходимо направить заявление в произвольной форме с приложением следующих документов:

  • кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащей сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости и дате определения кадастровой стоимости (выдается любым отделом Кадастровой палаты);
  • нотариально заверенной копии правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа или выписки из Единого государственного реестра недвижимости на объект недвижимости (если заявление подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости);
  • документов, подтверждающих недостоверность сведений, использованных при определении кадастровой стоимости (если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений);
  • отчета об оценке объекта недвижимости (если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости).

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается в течение одного месяца с даты его поступления. В семидневный срок комиссия направляет уведомление о поступлении данного заявления и принятии его к рассмотрению с указанием даты в орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости. При желании заявитель может лично присутствовать на заседании комиссии.

Заявление и документы можно направить в комиссию почтовым отправлением на адрес: 121170, Москва, улица Поклонная, дом 13.

Адрес для подачи заявлений в комиссию лично: Москва, улица Обручева, дом. 46, кабинет 715. Телефон для связи: 8 (499) 264-40-22.

Судебный порядок оспаривания кадастровой стоимости

Помимо «административного» (В Комиссии Росреестра по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости) существует возможность пересмотра установленной кадастровой стоимости через суд.

Процедура рассмотрения исковых заявлений об оспаривании кадастровой стоимости в суде регламентирована главой 25 Кодекса административного судопроизводства (КАС) РФ.

Для оспаривания кадастровой стоимости недвижимости через суд необходимо составить исковое заявление или обратиться в юридическую компанию для составления такого заявления. В ст. 246 КАС РФ определен печень тех документов, которые необходимы для подачи искового заявления в суд. Стоит обратить внимание, что КАС РФ предъявляет специальное требование к лицу, которое может быть представителем по делу: наличие высшего юридического образования.

Важно уточнить, что граждане (физические лица) могут обратиться с исковым заявлением в суд с целью оспаривания кадастровой стоимости, минуя комиссию при Росреестре, в то время как для юридических лиц до августа 2017 г. был предусмотрен обязательный досудебный порядок оспаривания кадастровой стоимости. Но после вступления в силу с 10 августа 2017 года поправок в ч. 1 ст. 22 Закона № 237-ФЗ предварительное обращение в Комиссию больше не является обязательным и юридические лица также могут сразу обращаться в суд.

В зависимости от того, предшествовало ли подаче иска досудебное обращение в Комиссию по рассмотрению споров о кадастровой стоимости при Росреестре, в суд может быть подано:

1. Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.

2. Административное исковое заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) Комиссии Росреестра по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Непосредственно само исковое заявление может содержать следующие требования:

об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;

об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) реестровой ошибки.

По делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной административными ответчиками являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости и Росреестр.

Административное исковое заявление должно отвечать требованиям ст. 125, ч. 1, 2 ст. 220, ч. 1 ст. 246 КАС РФ и содержать следующие сведения:

1. Наименование суда, в который вы направляете иск.

Читать еще:  Как официально зарегистрировать интернет-магазин, Форма собственности для онлайн-магазина

2. Ф.И.О., место жительства или место пребывания заявителя, дату и место рождения; наименование или Ф.И.О. представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании — если иск подает представитель; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты.

3. Наименование административного ответчика и его местонахождение, а также номера его телефонов, факсов и адрес электронной почты (если известны).

К административному исковому заявлению необходимо приложить следующие документы:

уведомления о вручении другим лицам, участвующим в деле, копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, или копии заявления и документов по числу административных ответчиков и заинтересованных лиц;

выписку из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащую сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;

копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости;

документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, — если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;

отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, — если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;

решение комиссии (при наличии);

документ, подтверждающий уплату госпошлины (ее размер составляет 300 рублей);

документы, удостоверяющие статус и полномочия адвоката, если представитель имеет статус адвоката; документы о высшем юридическом образовании, а также удостоверяющие полномочия — для представителя, не являющегося адвокатом;

иные документы, подтверждающие требования.

С административным исковым заявлением по оспариванию кадастровой стоимости и документами надо обращаться в суд общей юрисдикции на уровне субъекта РФ, в качестве которого выступает верховный суд республики, краевой и областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и автономного округа, по месту нахождения заказчика работ либо государственного органа, определившего кадастровую стоимость (см. п. 15 ст. 20 КАС РФ и п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).

Подать административное исковое заявление об оспаривании кадастровой стоимости можно в следующие сроки:

в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости — в течение пяти лет с даты внесения в ЕГРН оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

в случае оспаривания решения, действий (бездействия) комиссии — в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно о таком решении.

С 01.01.2017 административное исковое заявление и прилагаемые к нему документы можно представить в суд в электронной форме при наличии технической возможности для этого в суде.

Дело об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рассматривается в течение двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд. Срок рассмотрения может быть продлен максимум на один месяц. Дело об оспаривании решения, действий (бездействия) комиссии должно быть рассмотрено в течение одного месяца.

При рассмотрении дела о пересмотре кадастровой стоимости заявитель должен доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Если кадастровая стоимость объекта недвижимости была изменена по решению суда, то для исчисления налога на имущество сведения о новой кадастровой стоимости применяются, по общему правилу, с 1 января года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ЕГРН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Как правило, для вынесения решения по оспариваемой кадастровой стоимости судом назначается специальная (судебная) оценочная экспертиза. Цель судебной экспертизы — независимое (и для истца, и для ответчика) определение рыночной стоимости объекта недвижимости. Именно по факту рассмотрения результатов оценки данной экспертизы и выносится судебное решение.

Рассмотрение дел об оспаривании кадастровой стоимости заканчивается, чаще всего, положительным решением суда, за исключением немногих случаев, когда, например, выявляются серьезные ошибки в представленных суду документах (некорректная дата, по состоянию на которую составлен отчет, и проч.).

Например, в 2017 г. в судах было инициировано 15 817 споров о величине, внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости в отношении 28 311 объектов недвижимости. В результате рассмотрения таких споров требования истцов были удовлетворены в отношении 8 164 исков, т.е. более чем в половине случаев.

Нужен ли предсудебный порядок при оспаривании кадастровой стоимости земельных участков?

Добрый день. Оспариваем кадастровую стоимость земельных участков. Отчет об оценке получили. Нужно ли соблюдать досудебный порядок при оспаривании кадастровой стоимости земельного участка? или можно сразу с административным исковым заявлением идти в суд? Ответчиком будет Министерство имущественных отношений Московской области? а Россреестр третьим лицом?

Остается нерешенным вопрос с Ответчиком. Ответчиком будет Министерство имущественных отношений Московской области? а Россреестр третьим лицом?

Ответы юристов ( 4 )

Да досудебный порядок требуется для юридических лиц, для физлиц не обязательно, согласно

Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»

9. При принятии к производству заявления о пересмотре кадастровой стоимости суд проверяет его на соответствие требованиям статей 131 и 132 ГПК РФ, статей 125, 126, частей 1 — 3 статьи 246 КАС РФ.
Установленный абзацем первым статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления предварительный порядок обращения в Комиссию является досудебным порядком урегулирования спора. В связи с этим к заявлению об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости должны прилагаться документы, подтверждающие его соблюдение.
О соблюдении досудебного порядка свидетельствует решение Комиссии об отказе в удовлетворении заявления о пересмотре кадастровой стоимости либо документы, подтверждающие факт обращения в Комиссию и нерассмотрения ею заявления в установленный законом срок.
Если заявление не было принято Комиссией к рассмотрению (например, в связи с отсутствием отчета о рыночной стоимости, правоустанавливающих документов), то такое обращение не свидетельствует о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора.

Предварительно нужно обратиться в комиссию

то есть сначала нужно в Комиссию обратиться, а только потом в суд?

Сразу в суд нельзя?

Вы как физлицо обращаетесь?

если проведение кадастровой оценки было начато до 01 января 2017 года, то обращаться в комиссию нужно, если после то не нужно.

Федеральный закон от 03.07.2016 N 237-ФЗ
«О государственной кадастровой оценке»

7. Государственная кадастровая оценка, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, и оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Добрый день! Ответ на данный вопрос зависит от того кто оспаривает кадастровую стоимость земельных участков… В данном случае их стоимость оспаривает физическое или юридическое лицо?

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»

9. При принятии к производству заявления о пересмотре кадастровой стоимости суд проверяет его на соответствие требованиям статей 131 и 132 ГПК РФ, статей 125, 126, частей 1 — 3 статьи 246 КАС РФ.
Установленный абзацем первым статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления предварительный порядок обращения в Комиссию является досудебным порядком урегулирования спора. В связи с этим к заявлению об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости должны прилагаться документы, подтверждающие его соблюдение.
О соблюдении досудебного порядка свидетельствует решение Комиссии об отказе в удовлетворении заявления о пересмотре кадастровой стоимости либо документы, подтверждающие факт обращения в Комиссию и нерассмотрения ею заявления в установленный законом срок.

Для физических лиц обращение в Комиссию с таким заявлением не является обязательным (абзац третий статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
В силу главы 3 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 11 НК РФ индивидуальный предприниматель — физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. В связи с этим на него не распространяются требования Закона об оценочной деятельности о соблюдении досудебного порядка обращения в Комиссию.

В таком случае соблюдать досудебный порядок обязательно, к заявлению об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости должны прилагаться документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка.
О соблюдении досудебного порядка свидетельствует решение Комиссии об отказе в удовлетворении заявления о пересмотре кадастровой стоимости либо документы, подтверждающие факт обращения в Комиссию и нерассмотрения ею заявления в установленный законом срок.

Читать еще:  Приложение N 2

Таким образом до подачи заявления в суд Вам обязательно нужно
обратиться в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

и нужно ждать 30 дней? оспариваем кадастровую стоимость на 1 января 2018 г. срок еще не пропустили?

начало обязательной досудебной процедуры урегулирования спора приостанавливает течение срока обращения в суд

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

то есть если оценка проведена по состоянию на 01 января 2018 г., срок на подачу в суд еще не вышел?

Да, согласно ч.3 ст.245 КАС РФ.

Ответчиком будет Министерство имущественных отношений Московской области? а Россреестр третьим лицом?

В п. 7 Постановления Пленума ВС РФ от 30.06.2015 N 28 указано, что административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной должны являться орган, утвердивший результаты определения кадастровой стоимости, и госорган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Основываясь на этих разъяснениях, на практике некоторые суды, рассматривая споры о кадастровой стоимости, определенной по новому порядку, оставляют исковое заявление без движения, если в нем не указаны в качестве ответчика два органа — уполномоченный орган субъекта РФ и территориальный орган Росреестра.

В этой связи необходимо обратить внимание на следующее:

1) в случае если в исковом заявлении не указан надлежащий административный ответчик, суд должен с согласия истца заменить ненадлежащего ответчика надлежащим. В отсутствие такого согласия суд может сам привлечь надлежащее лицо как дополнительного административного ответчика. Оставить административное исковое заявление без движения суд в этой ситуации не вправе — это возможно лишь тогда, когда в заявлении не приведена вся необходимая информация об ответчике (ч. 1 ст. 43, п. 3 ч. 2 ст. 125, ч. 1, 4 ст. 246 КАС РФ);

2) разъяснения, которые даны в Постановлении Пленума ВС РФ от 30.06.2015 N 28, были приняты до вступления в силу Закона о кадастровой оценке, и никаких изменений в них впоследствии не вносилось. К новому порядку оспаривания кадастровой стоимости они могут применяться лишь в не противоречащей части;

3) Росреестр в Законе о кадастровой оценке не именуется «органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке» (как это упомянуто в п. 7 названного Постановления Пленума ВС РФ). У Росреестра есть ряд полномочий в этой сфере, однако непосредственно определением кадастровой стоимости он не занимается;

4) полномочиями по определению кадастровой стоимости наделяются создаваемые в каждом субъекте РФ специализированные бюджетные учреждения. Они подпадают под определение административного ответчика, так как являются организациями, наделенными публичными полномочиями (ч. 5 ст. 38 КАС РФ, ч. 2 ст. 6, п. 1 ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 14 Закона о кадастровой оценке).

Исходя из этого, полагаем, что вторым административным ответчиком по делу об оспаривании кадастровой стоимости, наряду с уполномоченным госорганом субъекта РФ, должно признаваться именно бюджетное учреждение, а не территориальный орган Росреестра.

Но наименее рискованным вариантом в таком случае будет указать в административном исковом заявлении в качестве ответчиков трех лиц:

• уполномоченный госорган субъекта РФ, утвердивший результаты определения кадастровой стоимости;
• бюджетное учреждение, определившее кадастровую стоимость;
• территориальный орган Росреестра.

В данном случае все надлежащие ответчики в административном исковом заявлении будут указаны. А негативных последствий для вас в том, что вы укажете ответчиком еще одно лицо, быть не должно.

Источник: Готовое решение: Как оспорить кадастровую стоимость объекта недвижимости, чтобы она была установлена в размере рыночной (КонсультантПлюс, 2019) <КонсультантПлюс>

А Управление росреестра по Московской области этим мюбждетным учреждением не является?

В данном случае считаю, что целесообразно указать ответчиком Министерство имущественных отношений Московской области, а Россреестр в данном деле будет соответчиком…

то есть только два ответчика получается?

Да, согласно ст.41 КАС РФ.

Статья 181. Решение суда в пользу нескольких административных истцов или против нескольких административных ответчиков

2. В случае принятия решения суда против нескольких административных ответчиков суд указывает, каким образом подлежат устранению нарушения, допущенные в отношении административного истца, и кем из административных ответчиков должны быть устранены такие нарушения

А выписка их ЕГРЮл не прикладывается?

Нет, это не обязательно в силу ст.126 и ст.246 КАС РФ, которые устанавливают перечень прилагаемых к административному иску документов.

  • 9,8 рейтинг
  • 5791 отзыв эксперт

Прошу не распределять мне гонорар, отвечаю потому что вопрос интересный.

В соответствии со статьей 22 «О государственной кадастровой оценке», досудебный порядок соблюдать не требуется, если кадастровая оценка проводилась после 01.01.2017 года.

Если до указанной даты, то досудебный порядок обязателен.

Федеральный закон от 03.07.2016 N 237-ФЗ
(ред. от 29.07.2017)
«О государственной кадастровой оценке»

Статья 22. Рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости

1. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Судебная практика в подтверждение

Определение Московского городского суда от 29.01.2019 N МА-6448/2018 О возвращении административного искового заявления о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Несостоятельной является ссылка административного истца на положения Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», не предусматривающие обязательное обращение в Комиссию.
Действительно, в соответствии с частью 1 статьи 22 названного Федерального закона результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Однако административным истцом не учтено, что согласно частям 6 и 7 статьи 24 Федерального закона положения этого Федерального закона не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Государственная кадастровая оценка, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, и оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2017 года, за исключением статьи 19 настоящего Федерального закона (часть 1 статьи 25).

Ссылка на основную публикацию