Как вернуть земельный участок государству

Как вернуть земельный участок государству

В России наметилась тенденция возврата неиспользуемых земель сельхозназначения государству. Собственники таких земель с недавних пор обязаны вовлекать их в сельхозоборот. Достаточно дорогостоящее мероприятие, особенно если на участках долгое время ничего не делалось, — они заросли, на них появились свалки, незаконные строения и т. п. Если для собственника это экономически нецелесообразно, он изначально не планировал их использовать по назначению, а приобрел по дешевке несколько лет назад с целью вложения средств, то, конечно, ему проще вернуть эти земли.

Сделать выбор в пользу «вернуть» часто заставляет также и налоговое бремя, которое легло на собственников после изменения кадастровой стоимости земли. В 2012 году стоимость земель была пересмотрена, но переоценка проводилась не всегда корректно. Применялся некий среднеудельный рыночный показатель стоимости ко всем участкам в том или ином регионе. При этом никто не учитывал индивидуальные факторы и особенности земельных участков, их качество, плодородие, местоположение, соседствующие объекты, реальные возможности использования и т. д.

Для многих сельхозпредприятий и собственников налоги оказались непосильной ношей: стали поступать налоговые уведомления с суммой, которая в разы превышала самые худшие ожидания. За этим последовала череда судебных разбирательств с требованием провести переоценку кадастровой стоимости земель. Несмотря на то что кадастровая стоимость земель сельхозназначения самая низкая по сравнению с другими земельными участками, многие мелкие фермеры все равно не в состоянии платить такой налог. Если же махнуть рукой и ничего не делать — придет уведомление на оплату штрафа в еще более внушительном размере. В такой ситуации многим проще отказаться от земли в пользу государства.

В некоторых случаях вернуть землю заставляет ее неграмотное разделение и невозможность использования. Закон однозначно гласит, что земли должны работать. На сегодняшний день существуют два основных постановления, которые определяют критерии использования и неиспользования земель. Первое — Постановление Правительства РФ от 23 апреля 2012 г. № 369 «О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации». Документ прописывает основные поверхностные признаки и факторы использования, которые можно определить визуально, и является основным для вынесения решения об использовании этих земель. Второе — Постановление Правительства РФ от 22 июля 2011 г. № 612 «Об утверждении критериев существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения». Этот документ используется реже, он более глубокий и требует проведения экспертиз и лабораторных исследований, связанных, например, с определением PH-фактора и т. д. Существуют также региональные нормативные акты. Например, в Московской области — это региональный закон о благоустройстве, который содержит дополнительные требования не только к содержанию сельхозземель, но и к землям всех других категорий, находящихся в экономическом хозяйственном обороте.

При этом нигде не делается никаких оговорок, что в силу различных особенностей использовать под те или иные виды хозяйственной деятельности можно не всю землю. Сейчас под определение земель сельхозназначения подходят не только особо ценные сельхозугодья и пашни, но и придорожные полосы, участки, занятые под линии электропередач, газопроводы, магистрали — то есть земли, имеющие сервитуты, ограничения на их использование. Если участок находится по соседству с охранной зоной, например рядом с кладбищем, но по бумагам является землей сельхозназначения, то владелец даже при желании не может использовать его и вести нормальную хозяйственную деятельность. Возможности собственника ограничены, и такие земли действительно лучше вернуть государству.

Рабочего механизма отказа от земли до 2014 года не было. Затем собственникам дали две возможности избавиться от своих участков: принудительное возмездное изъятие и добровольный безвозмездный отказ. В случае принудительного изъятия на участок накладывались ограничения и он выставлялся на торги. Лот оценивают государственные органы, и стоимость может быть в десять раз ниже той, которую собственник изначально за нее заплатил. Если публичные торги не состоялись и не нашлось ни одного претендента на выкуп участка, то предлагается преимущественное право купить его государству, то есть муниципалитету, к которому он относится. Сложность в том, что этот процесс может затянуться на несколько лет, к тому же рынок земли сильно просел. Сейчас сделок не так много, и продать участок будет сложно. Например, сегодня земли в Орехово-Зуевском, Раменском и многих других районах Подмосковья предлагаются по цене от 0,5 тыс. до 2 тыс. руб. за сотку, притом что еще два года назад стоимость начиналась от 10 тыс. руб. за сотку.

Читать еще:  Административный иск – правила оформления и подачи, особенности, Правоведус

Второй вариант избавления — добровольный отказ собственника в пользу государства. В таком случае собственнику необходимо написать заявление в органы Росреестра с просьбой прекратить право собственности на участок. Росреестр должен уведомить об этом соответствующую областную администрацию, и ответственность и права бывшего собственника прекращаются.

Поправки в Земельный кодекс РФ вступили в силу 4 июля 2016 года. Они связаны с целевым использованием земель сельскохозяйственного назначения, охраной земли от негативного воздействия и загрязнения, а также с порядком наследования. В новой редакции статьи 39.30 Земельного кодекса РФ определено, что сельскохозяйственные земли, в отношении которых установлены факты нецелевого использования или использования с нарушением требований законодательства РФ, не могут быть переданы их арендаторам в безвозмездное пользование. По таким же причинам в соответствии с новой редакцией статьи 45 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут быть изъяты из пожизненного пользования. Аналогичные поправки внесены в статью 54. Статьей 71 предусмотрен государственный надзор за целевым использованием сельскохозяйственных земель. По моему мнению, действующие поправки не упростили, а лишь конкретизировали процедуру возврата.

В целом же получается, что принудительное изъятие или добровольный отказ — не самый худший вариант для тех, кто не планирует или не может развивать землю. Если собственник не готов вкладываться, то проще отказаться, так как штрафы за неиспользование никто не отменял. Они составляют 2–10% от кадастровой стоимости, и порой сумма штрафов вместе с налогами превышает первоначально вложенные в покупку средства.

Чтобы закон начал работать в полную силу, необходимо проанализировать ситуацию, провести мониторинг сельхозземель. На сегодняшний день выявить такие неиспользуемые по назначению земли нетрудно. Выполняет эту работу Росреестр, где есть специальный отдел мониторинга земель. Раньше предпринимались только плановые проверки, список которых готовился на год вперед. Проверки проводились исключительно в присутствии собственника или арендатора участка, его заранее уведомляли о дате их проведения. Приезжали представители Росреестра и Россельхознадзора и в случае выявления нарушений составляли акт и протокол, в котором либо назначали наказание, либо фиксировали отсутствие нарушений. Такая проверка проводилась раз в три года, и те, кто не планировал серьезно использовать земли по назначению, могли просто раз в три года покосить траву и создать видимость использования. Были и внеплановые проверки по обращениям населения, но это случалось нечасто.

Теперь ситуация изменилась. Соответствующие органы производят исключительно внеплановые проверки. Кроме собственных проверок Россельхознадзора, есть еще проверки, проводимые на основе межведомственного взаимодействия с МЧС, Рослесфондом, — то есть с теми, кто мониторит местность с целью предупреждения различных техногенных катастроф, пожаров и т. п. Эти ведомства используют беспилотные летательные аппараты и фиксируют все нарушения не только для себя, но и в интересах Росреестра и Россельхознадзора. Если раньше некоторые территории были недоступны в силу локации, например окружены лесом или болотом, то теперь с помощью современных беспилотных летательных аппаратов (дронов) можно проверить состояние любого земельного участка.

Кроме того, в Московской области запустили проект «Добродел». Это сайт, на котором любой желающий может сообщить о том, что он обнаружил несанкционированную свалку, пустующее здание, неиспользуемые объекты сельхозназначения. Соответствующие органы довольно оперативно проверяют всю поступающую информацию.

Сейчас в России есть кадастровое деление территории, наложенное на карту местности. Проверяющие органы четко понимают, где находятся границы участка и кто собственник. Одним словом, современные технологии позволяют оперативно и легко выявлять неиспользуемые земли.

Читать еще:  Отмена договора дарения земельного участка

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции

Отказ от земельного участка (возврат государству)

Добрый день, Аноним!

Порядок добровольного отказа от осуществления права собственности на земельный участок урегулирован ст. 225 и 236 Гражданского кодекса РФ. Если гражданином подается заявление об отказе от осуществления принадлежащего ему права собственности на земельный участок, то такой участок принимается на учет регистрационной палатой Минюста России и по истечении 1 года со дня постановки земельного участка на учет орган местного самоуправления может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на этот земельный участок. Для подачи вышеуказанного заявления обратитесь в МФЦ Вашего города.

Не подлежат возврату земельные участки, не подлежит возмещению или компенсации стоимость земельных участков, которые были национализированы до 1 января 1991 года в соответствии с законодательством, действовавшим на момент национализации земельных участков.

Если Ваш участок не подлежит под данную статью, то возвратить государству Вы имеете право.

Удачи Вам! С уважением, Татьяна

Граждане — собственники земельных участков, вправе добровольно отказаться от права собственности на земельный участок. Для прекращения права собственности на земельный участок при добровольном отказе, собственник земельного участка, согласно статьи 236 Гражданского кодека Российской Федерации, должен в любой доступной форме объявить о своем намерении добровольно отказаться от права собственности на земельный участок. Следует иметь ввиду, что отказ от права собственности на земельный участок не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении земельного участка и собственник несет бремя его содержания, а также уплаты земельного налога, до приобретения права собственности на этот земельный участок другим лицом.

Формой извещения о добровольном отказе от права собственности на земельный участок является заявление, которое подается в орган местного самоуправления, предоставивший земельный участок. К заявлению прилагаются подлинник документа, удостоверяющего право на земельный участок и план его границ. Если право собственности на земельный участок, от которого отказывается гражданин, было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и в деле правоустанавливающих документов имеется кадастровый план земельного участка, то представлять такой план не нужно.

Если право собственности на земельный участок от которого отказывается гражданин, не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав, то в заявлении об отказе от права собственности на земельный участок необходимо указать, где расположен земельный участок (адрес),целевое назначение, если в садоводческом обществе, то наименование общества, номер земельного участка в обществе, размеры земельного участка и его площадь с приложением плана (чертежа) границ составленного на основе имеющегося планово-картографического материала (выкопировка с плана или схемы садоводческого общества, выкопировка с плана БТИ и других материалов).

В соответствии со статьей 18 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.97г. №122-ФЗ в случаях, если отсутствуют или не закончены работы по кадастровому учету земельного участка (отсутствует кадастровый номер, не установлены границы, не определено местоположение объектов недвижимости и коммуникаций на участке), государственная регистрация прав осуществляется при наличии плана участка, составленного на основании данных, имеющихся на момент государственной регистрации прав в органе кадастрового учета, в том числе натурного описания границ. До присвоения объекту недвижимого имущества кадастрового номера может использоваться условный номер, позволяющий однозначно идентифицировать указанный объект. Иными словами отсутствие илинезавершенность работ по кадастровому учету земельного участка не является основанием для органа местного самоуправления в отказе в принятии заявления и дальнейшей постановке земельного участка органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на учет, какбесхозяйного.

В случае принятия от гражданина заявления об отказе от прав собственности на земельный участок и приложенных к нему документов, орган местного самоуправления уже сам подает в учреждение юстиции по регистрации прав (регистрационную палату) заявление о принятии на учетбесхозяйного земельного участка в порядке установленном Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним утвержденным постановлением Правительства РФ от 17.09.2003г. № 580. Принятие на учет земельного участка осуществляется в срок не более месяца со дня представления органом местного самоуправления заявления и иных необходимых документов.

Читать еще:  Договор аренды земельного участка сельхозназначения образец

Далее, в соответствии с пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ, по истечении года со дня постановки бесхозяйного земельного участка на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на указанный земельный участок, т.е. государственная регистрация права муниципальной собственности на земельный участок осуществляется по истечении не менее года со дня принятия земельного участка на учет и только на основании вступившего в силу решения суда.

После проведения государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок гражданину, отказавшемуся от права собственности на него, регистрационная палата направляет письменно уведомление о снятии земельного участка с учета в качестве бесхозяйного. В уведомлении указывается, что право собственности гражданина прекращено и соответствующая запись внесена в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Как вернуть землю государству?

С 1993 года юридически существует садоводческое товарищество, но фактически освоен только один участок из нескольких десятков. Остальная земля заросла лесом, нет дорог, электричества, воды. При этом надо платить налог за землю. Как можно отказаться от своего участка в пользу государства?

Ответы юристов ( 4 )

  • 10,0 рейтинг
  • 1598 отзывов

Вам нужно подать заявление в Росреестр.

В соответствии со ст. 53 Земельного кодекса РФ:

Отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган регистрации прав.

При этом право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.

К заявлению прилагается правоустанавливающий документ на земельный участок. Если же право собственности уже зарегистрировано в ЕГРН, то такой документ предоставлять не нужно, так как у регистратора уже есть эти сведения.

  • 9,8 рейтинг
  • 5791 отзыв эксперт

Если оформлено право собственности на участок, то можно отказаться от него в пользу государства.

При этом, если отказ от лица СНТ, то это должно быть решение общего собрания СНТ.

Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ
(ред. от 25.12.2018)
«О государственной регистрации недвижимости»

Статья 56. Особенности осуществления государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от права собственности

1. Государственная регистрация прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от соответствующего права собственности осуществляется на основании заявления собственника земельного участка или земельной доли.
2. К указанному в части 1 настоящей статьи заявлению прилагается правоустанавливающий документ на земельный участок либо документ, устанавливающий или удостоверяющий право на земельную долю. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если право собственности на эти земельный участок или земельную долю ранее было зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.
3. При государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от такого права, не зарегистрированного ранее в Едином государственном реестре недвижимости, положения части 3 статьи 69 настоящего Федерального закона не применяются.
4. При государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от такого права осуществляется государственная регистрация права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования, к собственности которых будут отнесены эти земельный участок или земельная доля, без заявления о государственной регистрации возникновения или перехода права.

Если право безвозмездного пользования, то нужно расторгать Договор безвозмездного пользования и передавать участок по акту приема-передачи.

Ссылка на основную публикацию