Что такое публичная форма собственности земельного участка и как ее перевести в частную?

Содержание
  1. Что это такое
  2. Варианты передачи земли в частную собственность
  3. Какие нужны документы
  4. Публичная форма собственности земельным участком. Перевод её в частную собственность
  5. Суть понятия
  6. Законодательство в сфере публичного права на земельные участки
  7. На какие наделы распространяется право публичной собственности
  8. Различие в управлении
  9. Правила передачи участков в частные руки
  10. Что даёт приватизация участка
  11. Как приватизировать землю, находящуюся в публичной собственности
  12. Документы для приватизации
  13. Заключение
  14. Право публичной собственности на землю: понятие и основные особенности
  15. Понятие и законодательное регулирование
  16. Основания для возникновения
  17. Какие участки могут находиться в публичной собственности?
  18. Права и обязанности участников
  19. Отличия от частной собственности
  20. Публичная форма собственности на земельный участок это
  21. Законодательная база
  22. Какие участки могут находиться в публичной собственности?
  23. Понятие публичной собственности
  24. Как узнать кому принадлежит земельный участок публично правовых образований
  25. Объекты и субъекты
  26. Что означает публичная форма собственности земли?
  27. Законодательная база
  28. Что значит собственность публично правовых образований на земельный участок
  29. Как Выкупить Земельный Участок у Государства?
  30. Способ 1: Проведение аукциона
  31. Земельные участки
  32. Распоряжение общественным имуществом

Что такое публичная форма собственности земельного участка и как ее перевести в частную

Публичная форма собственности земельного участка – это принадлежность указанного объекта одному из публичных образований, к которым относится государство, регионы РФ и муниципальные образования. По умолчанию, все земли, не переданные в частную собственность гражданам и юрлицам, входят в состав муниципального или государственного фонда. Перевод в частную собственность происходит в рамках приватизационной процедуры.

Что это такое

Что такое публичная форма собственности земельного участка и как ее перевести в частную?

Законодательные акты устанавливают специальные особенности правового режима публичных земельных участков. Помимо прямого оформления в собственность исполнительных властных органов, в муниципальное ведение переданы и территории, на которых земли не сформированы в виде самостоятельных участков. Перевод таких земель в частные формы владения может происходить без отдельной процедуры установления муниципальной собственности.

Наделы публичных образований могут на легальном основании передаваться во временное или бессрочное владение частным лицам:

  • на основании арендного договора, условия которого регламентируется срок пользования и размер регулярных платежей в пользу собственника;
  • на основании бессрочного постоянного пользования, в том числе на безвозмездной основе;
  • в форме пожизненного наследуемого владения (выделение наделов на указанном праве прекращено с 2001 года, однако ранее оформленные участки могут сохранять такую форму пользования).

Передача частным лицам земли без переоформления права собственности имеет свои преимущества и недостатки. Прежде всего, до приобретения права собственности гражданам не приходится уплачивать ежегодный земельный налог, размер которого связан с показателем кадастровой стоимости и регулярно повышается. Ключевым недостатком такого варианта владения землей является отсутствие возможности распоряжения наделом, в том числе продаже его третьим лицам.

Обращение в публичные властные органы для переоформления прав на землю может быть вызвано различными причинами. Прежде всего, после приватизации возникает возможность использовать участок в качестве предмета различных сделок – продажа, дарение, мена и т.д. Кроме того, собственнику предоставлено право передавать надел во временное платное пользование иным субъектам – для этого может заключаться долгосрочный или краткосрочный арендный договор.

Земля в частной собственности может выступать и предметом обеспечения обязательств. Например, для оформления кредитного договора в банковских учреждениях на участок может регистрироваться залог. Поскольку земля является одним из наиболее ценных и дорогостоящих активов, граждане предпочитают легальным образом закрепить право собственности. Рассмотрим ключевые нюансы различных процедур передачи земли от публичных образований в частные руки.

Варианты передачи земли в частную собственность

Что такое публичная форма собственности земельного участка и как ее перевести в частную?

Все возможные способы переоформить права на земельные наделы регламентированы ГК РФ и ЗК РФ. В настоящее время приоритетным вариантов является платная приватизация, при которой граждане должны выплатить властным органам стоимость земли. Оформление договора купли-продажи может происходить по итогам конкурентной процедуры торгов, либо без проведения аукциона.

Возможность безвозмездно переоформить права на землю доступна только для отдельных категорий граждан:

  • семьи с многодетным статусом (в составе семьи должно быть не менее трех детей в возрасте до 18 лет);
  • граждане, получившие землю на правах аренды для строительства частных домов сроком до шести лет, и фактически владеющие участком более пяти лет;
  • субъекты, получившие участки для ведения фермерского хозяйства на срок более шести лет, и владеющие ими на протяжении пяти лет с соблюдением целевого назначения земли;
  • работники, занимающие должности в муниципальных и региональных учреждениях, получившие землю для возведения частных домов;
  • участки земель из состава СНТ и иных некоммерческих товариществ.

Региональными нормативными актами могут устанавливаться и иные льготные категории, которые смогут получить землю без выплаты ее стоимости.

Приобретение участка на платной основе должно происходить через аукционы, если иные условия не указаны в законе. Проведение торгов происходит по инициативе властных органов или на основании заявления граждан. Выделим ключевые особенности этой процедуры:

  1. если инициатором аукциона выступает муниципалитет, на него возлагается обязанность размещения в открытом доступе извещения о характеристиках участка, сроках подачи заявок и начальной стоимости надела;
  2. начальная стоимость торгов определяется исходя из кадастровой цены участка (она определяется в ходе государственной оценки земель);
  3. наделы, расположенные в черте населенных пунктов, должны быть надлежащим образом сформированы с установлением границ, а к участку должны быть подведены все инженерные коммуникации;
  4. если в торгах принял участие только один субъект, договор будет заключен по начальной стоимости объекта.

Для участка, выставляемого на продажу, должны быть надлежащим образом определены границы. Для этого нужно получить межевой план, которым изготавливает профессиональный кадастровый специалист – инженер. Если с заявлением обращается частное лицо, до оформления договора выкупа земли оно должно самостоятельно обратиться за получением межевого плана.

Межевой план будет являться основанием для постановки земельного объекта на кадастровый учет, наряду с договором купли-продажи. Содержание межевого плана оформляется в виде текстовой и графической части, а в его состав включаются данные о границах участка со смежными наделами, акт согласования границ, качественные параметры надела.

Закон допускает выкуп земли без проведения торгов для отдельных категорий землепользователей. Как правило, такая возможность связана с выделением земли под определенные цели – ведение личного подсобного хозяйства, возведение частного дома и т.д. При обращении в муниципальные органы нужно подтвердить легальность получения земли, а также соблюдение установленных правил землепользования и целевого назначения земли. Например, если надел был предоставлен под строительство жилого объекта, а фактически был возведен производственный комплекс, в реализации права на выкуп будет отказано.

Какие нужны документы

Что такое публичная форма собственности земельного участка и как ее перевести в частную?

Все доступные приватизационные процедуры можно условно разделить на два этапа – оформление документов в публичных властных органах и регистрационный процесс в службе Росреестра (подать документы на регистрацию можно и через систему Многофункциональных центров). На каждом из указанных этапов гражданам придется иметь дело с различным комплектом документации.

Для оформления договора на передачу земли в частную собственность будут нужны следующие бланки и формы:

  • заявление на передачу надела;
  • общегражданские паспорта всех заявителей;
  • предварительный акт согласования места размещения участка;
  • документы, подтверждающие легальность пользования землей – арендный договор, распорядительный акт о выделении земли в бессрочное владение и т.д.;
  • межевой план и акт согласования границ;
  • документы, подтверждающие возникновение оснований для приобретения земельного надела (например, справка о многодетном статусе семьи);
  • платежные документы, подтверждающие отсутствие задолженности по арендной плате;
  • заявка на участие в аукционе;
  • протокол подведения итогов аукциона;
  • платежный документ, подтверждающий оплату выкупной стоимости земли.

Оформление приватизационного договора осуществляется в срок, не позднее 30 дней с момента представления бланка заявления и необходимых документов. Если передача земли в частную собственность происходит путем проведения торгов, аналогичный срок предусматривается для публикации извещения и приема документов от соискателей.

После оформления приватизационного договора, его нужно зарегистрировать в службе Росреестра. Если участок ранее не был поставлен на учет в кадастровых органах, эта процедура будет осуществляться одновременно с регистрационными действиями. В службу Росреестра или Многофункциональный центр представляется следующий комплект документации:

  • заявление о проведении регистрационной процедуры (дополнительно может включаться условие о постановке объекта на кадастровый учет);
  • общегражданские паспорта на каждого потенциального собственника земли;
  • договор передачи земельного надела в собственность граждан;
  • платежный документ, подтверждающий перечисление выкупной цены земельного объекта (при безвозмездном варианте приватизации этот документ не нужен);
  • межевой план и акт согласования границ надела;
  • платежный документ на оплату госпошлины в сумме 2000 рублей.

В ряде случаев гражданам приходится обращаться в судебные инстанции для принудительной передачи прав на землю. В этом случае дополнительным основанием для регистрационных действий будет являться судебный акт. Регистрационные действия осуществляются в срок не более семи дней, а при подаче документов через систему Многофункциональных центров этот срок увеличится на два дня.

После регистрации договора, переход права собственности фиксируется в госреестре ЕГРН, о чем новый владелец получит соответствующую выписку. С этого момента возникает право распоряжаться землей по собственному усмотрению, а публичная форма собственности на приватизационный участок утрачивает силу.

Публичная форма собственности земельным участком. Перевод её в частную собственность

Что такое публичная форма собственности земельного участка и как ее перевести в частную?

Территория каждого субъекта РФ поделена на участки. Часть из них принадлежит частным собственникам. Незанятые территории находятся на правах публичной формы собственности на землю – это право, которое принадлежит государству. Публичная собственность может распространяться на участки с разным назначением. У такой формы есть особенности, определённые основания для возникновения и правила перевода в частные угодья.

Читать еще:  Сроки временной регистрации: на какое время можно прописать, максимальные и минимальные периоды действия прописки по месту пребывания для граждан РФ

Суть понятия

В РФ собственниками могут выступать:

  1. физические лица;
  2. юридические лица;
  3. государство – самостоятельный субъект права.

В свою очередь, представители государства – это:

  • федеральное образование (государство в целом);
  • региональное образование (субъекты РФ);
  • муниципалитет в составе региона (город, село и т.д).

До того, как стали действовать правила приватизации (перевода объектов из государственного владения в частные руки), публичная форма собственности была в стране основной и практически единственной. На сегодняшний день большинство земельных наделов по-прежнему остаётся в руках государства, но процент частных владений стал гораздо выше.

Законодательство в сфере публичного права на земельные участки

Право собственности на земельный участок регулируется следующими нормативными актами:

  1. гл.3 Земельного Кодекса РФ;
  2. Гражданский Кодекс РФ;
  3. Постановления Правительства РФ и Федеральные Законы;
  4. региональные нормативные документы.

На какие наделы распространяется право публичной собственности

В целом, каждый участок может оказаться во владении государства. Главное, чтобы соблюдались общие требования:

  • границы, установленные в ходе межевания;
  • индивидуальный номер и запись в Кадастре;
  • адрес.

Однако, Земельный Кодекс упоминает ряд земель, которые могут быть только в собственности у государства. Это земли, имеющие категорию:

  1. лесной фонд;
  2. водный фонд и прибрежная зона;
  3. природные памятники и объекты особой важности, федерального значения;
  4. земли запаса с объектами федерального значения на них;
  5. земли, предназначенные для нужд Вооружённых сил РФ;
  6. участки с инфраструктурой общественного значения: теле- и радио вышки, дороги, водопроводы и линии электропередач, объекты космического назначения и прочие земли, удовлетворяющие запросы государства в целом;
  7. земли, содержащие полезные ресурсы федерального значения.

Этих наделы так же подлежат государственной регистрации права собственности. Кроме того, на земли в публичной собственности распространяются правила и регламенты использования, принятые для частных владельцев:

  • использование только в соответствии с целевым назначением, указанном в Кадастре в графе «категория земли»;
  • сохранение участка в чистоте, недопущение обеднения территории, забота об экологической безопасности;
  • соблюдение нормативов использования земельного надела.

Различие в управлении

Субъекты РФ состоят из муниципальных образований. Земельные наделы каждого субъекта делятся на:

  • неотчуждаемые массивы, которые принадлежат государству в целом и не могут быть переданы ни в ведение субъектов, ни муниципалитетам, ни тем более, в частные руки;
  • отчуждаемы массивы. В гражданском праве существует возможность передачи части земель в управление регионов, а затем – муниципалитетов. Это земли, которые могут быть переданы в частные руки. Право передавать остаётся за муниципальными властями. Однако, заполучить в частную собственность участок можно только по определённым правилам.

Правила передачи участков в частные руки

Публичные образования передаются частным владельцам (физическим и юридическим лицам) на основании:

  • права возмездного пользования (договор аренды);
  • права бессрочного постоянного использования;
  • права пожизненного наследуемого владения (в данный момент участки на таком основании не выдаются, но выданные ранее продолжают существовать в этой форме собственности).

Все эти варианты осуществляются без смены владельца: пользуется землёй частное лицо, но она продолжает принадлежать муниципалитету.

  • Плюсы такого владения: не нужно платить земельный налог, так как эта обязанности возлагается на собственника, а государство не может являться налогоплательщиком;
  • Минусы: нет возможности использовать участок как инструмент обогащения и передать его третьему лицу: продать, завещать, подарить.

Что даёт приватизация участка

  1. право распоряжения;
  2. возможность сдать надел в долгосрочную и краткосрочную аренду;
  3. право заложить участок в банк, чтобы обеспечить обязательства перед банком, например, при получении крупного кредита или ипотеки.

Как приватизировать землю, находящуюся в публичной собственности

Эти нормы регулируют Гражданский и Земельный Кодексы. Варианты приватизации:

  1. безвозмездное оформление после определённого периода пользования. Этим правом наделены льготные категории граждан: многодетные семьи, семьи, построившие на участке жилой дом для себя, семьи, ведущие фермерское хозяйство на желаемой территории более 5 лет, муниципальные и региональные госслужащие, пользователи земель в составе СНТ и дачных товариществ. Дополнительно в этот список могут включаться иные льготники – это решают региональные власти;
  2. выкуп по кадастровой стоимости. Эта процедура может происходить через торги (участие в аукционе) или без них. Это зависит от назначения и ценности земли, а так же целей, для которых будущий собственник хочет приобрести участок.

Инициировать аукцион может как сам будущий владелец, так и государство. Правила, по которым строятся торги, если их инициировал муниципалитет:

  • он организует межевание с определением границ;
  • он извещает потенциальных участников-покупателей о предстоящих торгах через СМИ и свой официальный сайт.

Если инициатор – частное лицо, в его обязанности входит:

  • подача заявления или просьбы о продаже желаемого участка с обоснованием своих целей;
  • межевание этого участка;
  • присутствие на торгах, участие в них.

Документы для приватизации

Если по итогам аукциона участок находит нового владельца, он должен заключить с представителем муниципалитета договор купли-продажи, а затем зарегистрировать право собственности в Кадастровой палате. Понадобятся документы для выкупа:

  1. заявление в муниципалитет;
  2. удостоверение личности (паспорт) или регистрационные документы юридического лица;
  3. акт о межевании;
  4. если участок уже был в использовании – документы, подтверждающие это (договор аренды, распоряжение о выдаче земли в бессрочное пользование и тд);
  5. протокол аукциона или документы, подтверждающие право выкупа земли без аукциона (льготный статус);
  6. квитанции об оплате участия в аукционе, стоимости земли и тд.

Для оформления права:

  1. заявление о внесении изменений в кадастровый паспорт в связи со сменой владельца;
  2. паспорт или учредительные документы;
  3. договор купли-продажи;
  4. межевой план;
  5. квитанция об уплате госпошлины.

Заключение

Участки, находящиеся в публичной собственности, принадлежат различным структурам государства. Выкупить в частное владение можно только некоторые категории земель. Для выкупа потребуется наличие льгот или участие в аукционе, который может инициировать сам будущий собственник. Оформление участка, купленного у муниципалитета, происходит по стандартной схеме в МФЦ или Росреестре. Право владения даёт возможность продать, обменять, подарить или передать по наследству владение.

Право публичной собственности на землю: понятие и основные особенности

Наличие в гражданском законодательстве РФ нескольких различных форм собственности, в которых может находиться имущество, предоставляет возможность владения им множеству различных субъектов.

Одним из основных прав собственности является публичное, которое распространяется на недвижимость, принадлежащую государству. Далее будет более подробно рассмотрено понятие этого вида права, основания для его возникновения, а также отличительные особенности на примере такого вида недвижимости, как земельный участок.

  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург

Понятие и законодательное регулирование

Наряду с юридическими лицами и гражданами государство в РФ выступает отдельным и совершенно самостоятельным субъектом права. Поэтому очень большая доля недвижимого имущества (не только земли, но и зданий и сооружений) находится в публичной собственности.

Публичная форма собственности подразумевает принадлежность имущества к следующим публично-общественным образованиям:

  • государству в целом;
  • конкретному субъекту РФ (в лице его органов исполнительной власти);
  • отдельному муниципалитету.

Публичное право собственности делится на две группы:

Что такое публичная форма собственности земельного участка и как ее перевести в частную?

И только пару десятилетий назад был начат процесс приватизации, то есть оформления на государственное или муниципальное имущество частных прав со стороны юридических и физических лиц.

Основными документами, при помощи которых осуществляется законодательное регулирование публичной формы собственности, являются Земельный и Гражданский кодексы РФ. Также во внимание должны приниматься все законодательные акты и Постановления Правительства РФ, которые затрагивают этот вопрос.

Основания для возникновения

В ЗК РФ предусмотрена отдельная глава 3, которая регулирует вопросы, связанные с правами собственности на землю. В частности, в данной главе предусмотрены статьи с основаниями для их возникновения в различных случаях, среди которых стоит выделить:Что такое публичная форма собственности земельного участка и как ее перевести в частную?

  1. Ст. 17 ЗК РФ, посвященную основаниям возникновения федеральной собственности на землю (то есть принадлежащей Российской Федерации). Данный вид права охватывает такие участки:
  • признанные таковыми в соответствии с действующими федеральными законами;
  • право на которые возникло при разграничении государственной собственности;
  • приобретенные по основаниям, предусмотренным в гражданском законодательстве.

В соответствии со ст. 218 ГК РФ, к основаниям для возникновения прав собственности относятся:

  • осуществление законной сделки (купли-продажи, дарения, мены или другого вида договора по отчуждению имущества);
  • получение участка, который не имеет законного собственника (если последний неизвестен, добровольно отказался или был лишен прав на него);
  • создание нового участка (например, путем его разделения или объединения).
  1. Ст. 18 ЗК РФ предусматривает те же основания для возникновения собственности субъектов РФ, что и в предыдущем случае, а также еще одно дополнительное:
  • выделение безвозмездно из федеральной собственности.

Читать еще:  Границы придомовой территории многоквартирного дома: как определить их и где узнать, можно ли сдавать в аренду отведенную площадь, а также пример проекта межевания участка и его план

В совокупности собственность РФ и субъектов РФ представляет собой государственную собственность.

  1. Ст. 19 ЗК РФ содержит те же основания для образования муниципальной собственности, что уже были перечислены.

Более подробно такие особенности будут рассмотрены далее.

Какие участки могут находиться в публичной собственности?

Прежде всего, участок должен соответствовать общим требованиям, которые выдвигаются в законе к нему как к объекту права собственности:

  • наличие установленных границ;
  • определенное месторасположение или точный адрес;
  • постановка на государственный кадастровый учет.

В остальном государственные или муниципальные органы могут владеть землей практически без каких-либо ограничений. Стоит выделить отдельные виды участков, которые могут находиться только в государственной собственности:Что такое публичная форма собственности земельного участка и как ее перевести в частную?

  • земли лесного и водного фондов (в последнем случае водные объекты должны находиться в федеральной собственности);
  • особо охраняемые территории, которые имеют федеральное значение;
  • земли обороны и безопасности;
  • земли запаса, при условии размещения на них федерального недвижимого имущества;
  • земли населенных пунктов, транспорта, связи, промышленности, сельскохозяйственного назначения, телевидения и радиовещания, природоохранного и культурного значения, информатики, энергетики и космического назначения;
  • участки, под поверхностью которых находятся недра федерального значения.

Что касается муниципальной, то в нее могут быть переданы любые виды участков, принадлежащие как государству, так и частным лицам (например, в случае их смерти или добровольного отказа от земли).

Права и обязанности участников

Публичные земли могут в отдельных случаях предоставляться в пользование гражданам и юридическим лицам (на праве аренды, постоянного бессрочного пользования или владения). При этом конкретный набор прав и обязанностей у этих лиц будет напрямую зависеть от того, на каком именно праве он получает недвижимость. К общим правам можно отнести:Что такое публичная форма собственности земельного участка и как ее перевести в частную?

  • возможность использовать землю по своему усмотрению (в том числе выращивать различные растения, разводить животных, заниматься иными видами хозяйственной деятельности);
  • право возводить на ней постройки;
  • возможность осуществлять предпринимательскую деятельность;
  • право передавать землю в пользование третьим лицам (но далеко не всегда).

Стоит учитывать, что все эти права ограничены видом разрешенного использования участка, с которым владельцы обязательно должны считаться при его эксплуатации.

К другим обязанностям можно отнести:

  • соблюдение законодательства при эксплуатации надела;
  • внесение платы за него (если его предоставление носило не безвозмездный характер);
  • предоставление права ограниченного использования земли другим гражданам (то есть сервитута) в случаях, установленных законом;
  • обеспечение сохранности отдельных объектов, расположенных на территории надела (если они подлежат особой охране);
  • другие обязанности, установленные действующим законодательством.

При выделении участка на правах аренды или безвозмездного пользования данная сделка обязательно закрепляется документально, при помощи соответствующего договора. Именно в этом документе и будут официально закреплены взаимные права и обязанности обеих сторон.

Что такое публичная форма собственности земельного участка и как ее перевести в частную?

Составление акта передачи земельного участка договору дарения земельного участка поможет защитить свои права.

Многодетные семьи могут получить земельный участок на льготных условиях. Подробнее об этом читайте в нашей статье.

Для проведения межевания участка потребуется собрать пакет определенных документов. Перечень вы найдете здесь.

Отличия от частной собственности

Публичная собственность имеет множество признаков и особенностей, которые отличают ее от другой предусмотренной в российском законодательстве формы собственности — частной.

Для большей наглядности основные отличия можно представить в виде таблицы:

КритерийПубличнаяЧастнаяСубъектГосударство или субъект РФ (в лице государственных органов исполнительной власти), муниципалитетЮридическое или физическое лицо (гражданин или предприниматель)НалогообложениеОтсутствуетПрисутствует — собственники обязаны уплачивать такой местный сбор, как земельный налогВозможность передачи конкретным частным лицамНа правах аренды или пользования, а также путем приватизации (но только в случаях, когда это допускается законом, и в отношении не всех видов земель)На основании любой законной сделки по отчуждению имуществаВозможность передачи иностранным лицамПрактически отсутствует (земли могут быть переданы только с целью обустройства посольств или консульств)Имеется — собственник может свободно продавать свое имущество иностранцам (кроме некоторых видов земель, установленных ЗК РФ)Получение благ от пользования землейБлага предназначаются народу и в целях выполнения государством (муниципалитетом) своих обязанностей перед гражданамиСобственник может использовать их лично и в любых целях, не противоречащих законуСрок владенияВ большинстве случаев ограниченный (речь идет о случаях, когда земля предоставляется в пользование частным лицам)Не имеет сроков (право может прекратиться только после передачи его другим лицам)Цели использованияТолько те, которые предусмотрены законодательством и договоромЛюбые, не противоречащие закону

Очевидно, что больше прав и преимуществ для землевладельца имеется в том случае, когда участок принадлежит ему на праве частной собственности. Однако и публичная имеет определенные выгоды — например, отсутствие необходимости платить налоги, а также некоторая защищенность со стороны государства (например, эту землю не смогут отобрать мошенники или незаконно захватить соседи). Поэтому получение таких наделов является достаточно выгодной сделкой, тем более что при наличии оснований участок может быть со временем приватизирован.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

Публичная форма собственности на земельный участок это

Субъекты публичной собственности.

В отечественном законодательстве государство (как публично-правовое образование) традиционно рассматривается как особый, самостоятельный субъект права наряду с юридическими лицами и гражданами. В этом качестве оно может выступать и субъектом права собственности (собственником) на землю, земельный участок.

Особенностями правового положения субъектов публичной собственности являются:

– во-первых, наличие у них особых, властных полномочий (функций), позволяющих им принимать нормативные акты, регламентирующих порядок осуществления принадлежащего им права собственности;

– во-вторых, осуществление этого права в публичных (общественных) интересах.

Публичная собственность в соответствии с российским законодательством может быть как государственной, так и муниципальной.

Право государственной собственности характеризуется множественностью субъектов, в роли которых выступают Российская Федерация в целом (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность) и ее субъекты – республики, края, области и т.д. (в отношении имущества, составляющего их собственность).

Субъектами права государственной собственности выступают государственные (публично-правовые) образования в целом, то есть Российская Федерация и входящие в ее состав республики, края, области и т. д.

, но не их органы власти или управления (п. 3 ст. 214 ГК).

Последние выступают в имущественном обороте от имени государственного образования и в соответствии со своей компетенцией осуществляют те или иные правомочия публичного собственника (ст. 125 ГК).

Муниципальная собственность относится к публичной, а не частной собственности, так как ее субъекты являются публично-правовыми образованиями.

Муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности, а представляет собой самостоятельный вид публичной собственности.

Законодательная база

В Советском Союзе владение землей было прерогативой государства, а другие участники могли только получить ее во временное пользование, как и в случае с недвижимостью.

Приватизация позволила многим гражданам и юридическим лицам получить в собственность объекты, но при этом некоторые из них попали и к муниципальным образованиям.

Среди законодательных актов, которые регулируют публичную форму владения, присутствуют Земельный и Гражданский кодексы.

Так, в главе 3 ЗК РФ оговаривается порядок появление и регулирования прав, связанных с землей. А вот государственное владение территориями описано в главе 17 этого же документа.

Гражданский кодекс тоже регулирует собственность, к примеру, статья 218 оговаривает то, на каком основании возникают права на имущество.

Какие участки могут находиться в публичной собственности?

Прежде всего, участок должен соответствовать общим требованиям, которые выдвигаются в законе к нему как к объекту права собственности:

  • наличие установленных границ;
  • определенное месторасположение или точный адрес;
  • постановка на государственный кадастровый учет.

В остальном государственные или муниципальные органы могут владеть землей практически без каких-либо ограничений. Стоит выделить отдельные виды участков, которые могут находиться только в государственной собственности:

  • земли лесного и водного фондов (в последнем случае водные объекты должны находиться в федеральной собственности);
  • особо охраняемые территории, которые имеют федеральное значение;
  • земли обороны и безопасности;
  • земли запаса, при условии размещения на них федерального недвижимого имущества;
  • земли населенных пунктов, транспорта, связи, промышленности, сельскохозяйственного назначения, телевидения и радиовещания, природоохранного и культурного значения, информатики, энергетики и космического назначения;
  • участки, под поверхностью которых находятся недра федерального значения.

Что касается муниципальной, то в нее могут быть переданы любые виды участков, принадлежащие как государству, так и частным лицам (например, в случае их смерти или добровольного отказа от земли).

Читать еще:  Порядок получения кадастрового паспорта земельного участка

Понятие публичной собственности

Согласно законодательству России государство точно такой же самостоятельный субъект права, подобно физическим и юридическим лицам.

Но конкретно правом публичной собственности являются органы власти (федеральные или муниципальные).

Однако, юридическую ответственность за имущество и земли все же несут не они непосредственно, а государство или его конкретное публично-правовое образование (муниципалитет).

Ее можно определить по компетенции органа власти, закрепленной в законах РФ. Приведем несколько примеров.

Как узнать кому принадлежит земельный участок публично правовых образований

Они получают определенное имущество в оперативное управление. Учреждения формируются для реализации административных функций. Однако при этом властными полномочиями они не наделяются. Это отличает их от государственных и муниципальных органов.

Ответственность РФ и ее регионы отвечают по обязательствам имуществом, входящим в казну. В его состав не включаются объекты, переданные предприятиям и учреждениям, а также принадлежащие исключительно государству.

В судебных спорах в качестве ответчиков признаются РФ или регион в лице соответствующих финансовых или управленческих органов. К ним относят, в частности, федеральное казначейство или региональное финансовое управление.

При удовлетворении претензий взыскание осуществляется из бюджета соответствующего уровня. Если средств окажется недостаточно, удовлетворение требований производится за счет имущества, входящего в состав казны.

Объекты и субъекты

Если рассматривать право собственности в целом, то в качестве субъекта принято рассматривать тех, кто обладает этим правом в отношении того или иного объекта. Что касается именно публичной собственности на землю, то субъектами здесь выступают государство в целом, его регионы или муниципальные образования.

Непосредственно распоряжаться государственными землями уполномочены органы власти федерального и регионального уровней. Объектами здесь выступают земельные участки, которые находятся в собственности государства.

Что означает публичная форма собственности земли?

Наличие в гражданском законодательстве РФ нескольких различных форм собственности, в которых может находиться имущество, предоставляет возможность владения им множеству различных субъектов.

Одним из основных прав собственности является публичное, которое распространяется на недвижимость, принадлежащую государству. Далее будет более подробно рассмотрено понятие этого вида права, основания для его возникновения, а также отличительные особенности на примере такого вида недвижимости, как земельный участок.

Законодательная база

До 1990 года основной формой собственности на землю была государственная. С началом процесса приватизации многие объекты были переданы в частное владение юридических или физических лиц. Часть земель было передано в муниципальное распоряжение.

Законодательная база, регулирующая оборот публичной формы собственности:

  • Земельный кодекс РФ;
  • Гражданский кодекс РФ.

Глава 3 ЗК регламентирует порядок возникновения и регулирования прав собственности на земельные наделы. Если говорить об основаниях возникновения государственной собственности, то следует обратиться к статье 17 этой главы.

Гражданский кодекс в статье 218 перечисляет основания, по которым права собственности возникают:

  • в результате сделки в соответствии с законодательством (по договору гражданско-правового характера);
  • путем получения земли, не имеющей собственника;
  • при образовании нового надела в результате объединения или разделения.

Дополнительное основание содержится в статье 18 ЗК – это безвозмездное выделение из федерального имущества.

Что значит собственность публично правовых образований на земельный участок

В России существует три вида собственности на жилые дома, квартиры, производственные и общественные здания, земельные участки. Таких образований наибольшее количество в общем объеме недвижимости. С момента преобразований прошло не так много времени. И хотя государство всячески стимулирует граждан оформлять в частную собственность свои дома и участки, те не спешат это делать.

Как Выкупить Земельный Участок у Государства?

Государство не может распоряжаться этой землей по прямому назначению, но вправе извлекать материальную выгоду от передачи частным лицам или коммерческим структурам в аренду.

При этом, органы власти муниципалитетов или иных государственных структур, владеющих землей и передающих её в распоряжение по договору аренды, могут регламентировать порядок пользования согласно Гражданскому кодексу, в исключительно общественных интересах. Хотя принципиальных отличий права собственности государства от частного нет, но все же имеются некоторые ограничения.

Как взять в аренду землю под строительство дома? Поскольку публично-правовое образование, то есть государство, является собственником некоего имущества, то оно и распоряжается этим имуществом в интересах граждан страны.

Изначально надо обратиться к Конституции РФ, которая в ст. Москва , но данные публично-правовые образования могут опосредованно через свои государственные или муниципальные органы выступать участниками гражданского оборота например, Департамент транспорта Москвы имеет статус юридического лица.

Законодательством предусмотрены разные формы собственности. Собственность публично-правовых образований представляет особый интерес как для юристов, так и для среднестатистических граждан. Рассмотрим ее особенности. Согласно действующим нормативным актам, все имущество в стране разделяется между конкретными субъектами.

Часть объектов принадлежит частным лицам — гражданам, часть — организациям корпоративная собственность. Публично-правовые образования тоже являются владельцами имущества. К ним относят в первую очередь государство. РФ выступает в качестве полноправного собственника федерального имущества.

Субъектам РФ принадлежат региональные объекты.

Способ 1: Проведение аукциона

Этот способ применяется, когда Администрация сама инициировала аукцион, либо если на участок претендует сразу несколько покупателей. Торги проводятся по стандартной процедуре, которая выглядит так:

  1. Выберите нужный участок на сайте Публичной кадастровой палаты.
  2. Подайте заявку участника на сайте муниципалитета или лично в самом учреждении.
  3. Внесите задаток – это полная цена, утвержденная как начальная ставка.
  4. За 10 суток до начала процедуры от Администрации поступит письменное уведомление о предстоящих торгах.
  5. В нужное время все участники собираются в учреждении лично и участвуют в аукционе.
  6. Начальная ставка устанавливается Администрацией, а далее идут сами торги: победителем признается участник, предложивший наибольшую сумму. При этом каждый лот – это 1 участок.
  7. Если победителем стали вы, заключите договор купли-продажи и приобретите участок у муниципальной Администрации. Затем поставьте его на кадастровый учет и оформите документы о собственности через отделение Росреестра либо МФЦ.
  8. Если вы проиграли в торгах, обратитесь в орган местного самоуправления для возврата задатка в полном объеме. Также средства возвращаются и в том случае, когда аукцион по какой-либо причине не состоялся.

Земельные участки

Природные ресурсы, к которым можно отнести и земли, принадлежат к категории важнейшей собственности, которая есть у публично-правовых образований.

Кроме того, в перечень объектов входят не только участки, но и недра, полезные ископаемые и прочие блага.

Оборот земель и ресурсов природы ограничен, но при этом они могут передаваться для использования, а ресурсы, присутствующие в недрах, вполне могут становиться собственностью либо юридических лиц, либо отдельных граждан.

Частные лица имеют полное право претендовать на земли, но передача их происходит по закону только в результате торгов.

В их ходе изучаются потенциальные претенденты на право собственности, но все же решение принимается в отношении того, кто предложит более выгодные условия.

Причем передача может иметь форму полной или частичной, в первом случае земля переводится в постоянную собственность лица, а во втором — просто предоставляется на условиях аренды.

Часто встречаются и ситуации, в которых земля дается для хозяйственной деятельности, либо же профильной работы некоторых учреждений.

В этом случае требуется полная отчетность об эксплуатации, а также могут устраиваться проверки на предмет незаконного распоряжения переданным имуществом.

Распоряжение общественным имуществом

Распоряжаться имуществом, которое находится во владении таких образований, можно только на правовой основе. Материальной основой при этом является сами объекты, которые по закону им принадлежат.

При публичной собственности, в отличие от частной, имущество может использоваться только по целевому предназначению, а оно, как гласит закон, заключается в исполнении социальных функций.

Местные власти, которые по Конституции РФ, должны создавать условия для решения населением вопросов местного значения, а также их владения, использования и распоряжения муниципальными объектами.

В связи с этим появляется право таких властей получать некоторые государственные полномочия, и как следствие, финансовые и прочие материальные блага для их реализации.

Право собственности в большей части реализуется структурами власти, имеющими данные полномочия. В некоторых ситуациях, оговоренных законами, выполнять функцию регулятора может население.

Публично-правовые образования имеют полное право принимать участие в процессах приватизации, реквизирования, а также национализации и конфискации тех объектов, которые принадлежат частным лицам.

Но нужно соблюдать законодательные нормы, которые установлены в Гражданском кодексе РФ, а именно в статьях 242, 243 и 306.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Вадим/ автор статьи
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридический портал
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock
detector