Земли сельхозназначения: виды разрешенного использования

Земли сельхозназначения: виды разрешенного использования

Разграничение земельных участков на отдельные категории происходит с учетом различных критериев. Одним из самых распространенных классификаторов принято считать целевое назначение земельного участка.

При этом каждая из обозначенных категорий земель разделена на подразделы, процедура выделения которых выполняется в соответствии с ее принадлежностью к определенной разновидности разрешенного использования. Земельное разграничение основывается на Приказе №450 Минэкономразвития, принятом 01 сентября 2014 г.

В соответствии с действующим законодательством, обязательно соответствие вида разрешенного использования земли, обозначенного документально, реальному ее назначению.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

Земли сельскохозяйственного назначения: виды разрешенного использования

Земельные участки, имеющие сельскохозяйственное предназначение – это отдельная земельная категория, определенная действующим Земельным кодексом РФ в пункте 1 статьи 77.

К земельным участкам указанного назначения относят территории, располагаемые вне пределов населенного пункта, с непосредственным их предназначением для использования в том или ином сельскохозяйственном направлении.

К примеру, земли могут предназначаться для обеспечения сельхозпроизводства с последующей переработкой полученной продукции, организации фермы, с целью создания рыбного хозяйства и прочее.

Такой важный момент как вид разрешенного использования, позволяет конкретизировать предназначение земель сельскохозяйственного значения и, следовательно, рассматривать возможность использования их в определенном виде деятельности, организовывать на их территории соответствующие производственные объекты, оборудовать инженерные коммуникации на объектах, использовать землю с целью хранения полученной продукции или же определить запрет на ведение строительных работ.

Новый классификатор видов разрешенного использования земельных участков.

Как изменить вид разрешенного использования земельного участка, читайте тут.

Среди основного списка разрешенного землепользования в сельскохозяйственном направлении следует упомянуть такие виды:

  • для использования в сельскохозяйственных целях;
  • для организации сельхозпроизводства (здесь речь идет о пашнях, пастбищах, сенокосах, участках, на которых произрастают многолетние насаждения – виноградники, сады и прочее);
  • в целях организация фермы/крестьянского хозяйства;
  • для обеспечения своего подсобного хозяйства;
  • используемые в дачном строительстве – это такие земли, которые выделены гражданам либо приобретенные последними с целью отдыха (на таких землях разрешено возводить жилые дома и регистрироваться в них, возводить строения хозяйственного назначения, а также заниматься выращиванием различных культур: бахчевых, плодовых, овощных, ягодных, а также картофеля для обеспечения личных нужд);
  • для использования в садоводстве – данный вид участков, приобретенных гражданами или предоставленных им, применяется с целью высадки на них различных культур, к которым можно отнести: бахчевые, ягодные, овощные, плодовые, а также картофель, и с целью организации отдыха (при этом сохраняется право строительства на этой территории жилых строений, однако, без возможности регистрации в них);
  • используемые для животноводства;
  • эксплуатируемые с целью выпаса скота и заготовки сена;
  • для использования в огородничестве;
  • угодья для охоты;
  • земли для организации пчеловодства и прочее;
  • используемые с целью создания лесных массивов защитного значения;
  • применяемые для учебной, научно-исследовательской и другой цели (непосредственно связанной с сельхозпроизводством);
  • предназначенные для рыбного промысла;
  • для организации хозяйства по выращиванию форели;
  • прочие варианты.

Следует рассмотреть чуть более детально каждый из вышеприведенных способов разрешенной эксплуатации земель, предназначенных для сельскохозяйственных целей.

Подсобное хозяйство

Данная разновидность участка предназначается только для организации в его пределах сельхозработ. По принятым правилам, строительные работы на территории, которая выделена под ЛПХ, воспрещены.

Под полевым земельным участком подразумевают землю, предназначением которой является ведение ЛПХ, которая размещена вне городской черты.

Участок для дачи

Такого рода участок используется гражданином с целью отдыха, а также для высаживания на нем садово-огородных культур. Одним из немаловажных особенностей такого участка считается право строительства на нем жилых построек, однако, без возможности проводить регистрацию в них.

Огородничество и садоводство

СНО (садоводческое некоммерческое объединение) – это созданная гражданами организация некоммерческого направления, разделяемая на такие формы:

  • Некоммерческое садоводческое товарищество;
  • Некоммерческое садоводческое партнерство;
  • Потребительский садоводческий кооператив.

Кроме осуществления работ сельхозназначения, в пределах таких земельных участков допустимо выстраивание дачных построек. Ко всему прочему, постановлением №7-П, принятым 14 апреля 2008 г. Конституционным судом РФ, установлено разрешение на оформление регистрации в таких постройках.

Фермерское/крестьянское хозяйство

Эта разновидность эксплуатации участков является объединением граждан, располагающих на праве совместного владения имуществом, используемым в целях производства/реализации сельхозпродукции.

Основателями подобного хозяйства может быть как один, так и несколько граждан, с наличием оформленного на них права долевого владения участком, предметами труда и прочими средствами.

Для животноводства

На таких участках граждане имеют право занятия животноводством. Также здесь можно выпасать скот и допустимо сенокошение для обеспечения животных кормом на протяжении зимнего периода.

Производство продукции сельскохозяйственного значения

Целью использования подобных участков является выращивание/производство/переработка сельхозпродукции определенного вида.

Если покупается участок земли с предназначением для выполнения сельскохозяйственной деятельности, необходимо акцентировать внимание на вид деятельности, в котором его разрешено использовать, его можно найти непосредственно в документах правоустанавливающего значения.

Если он будет отличаться от целей, для которых участок и покупается, необходимо поразмыслить, насколько целесообразной будет такая сделка, поскольку чтобы переоформить вид разрешенной эксплуатации участка, потребуются существенные вложения и финансов, и времени.

Изменение вида разрешенного использования земель сельхозназначения

Земельные участки применяются владельцами, учитывая категорию предназначения. Однако разрешенное использование сельхозугодий вполне возможно поменять.

Учитывая субъект собственности, за процесс перевода отвечают различные властные госорганы.

Ответственными за перевод являются такие органы:

  • земли числятся в собственности Федерации – в данном случае, перевод осуществляется Правительством РФ (высшим исполнительным органом власти Федерации);
  • если земельные участки числятся во владении физлиц, включительно с землями сельхозпредназначения, находящимися во владении муниципального органа – за перевод отвечает исполнительная власть;
  • участки пребывают во владении муниципальных органов, помимо участков сельхозназначения – изменение проводится территориальными органами;
  • участки, владельцами которых выступают обычные физлица либо юрлица:
  • по отношению к землям сельхозназначения – изменения проводят исполнительные органы госвласти;
  • по отношению к землям иных целевых назначений – муниципальные госорганы.

Всего различают два метода перевода земельных участков:

  • смена действующей категории;
  • процедура изменения вида (без вывода из действующей категории).

Первый метод

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона под №172 от 21 декабря 2004 г., смена категории земель, имеющих особенную ценность, является недопустимой. Для осуществления перевода необходимо выполнить следующие действия.

Стадия №1

Владельцу необходимо направить соответствующей формы прошение (в виде ходатайства). Адресуется оно госорганам, уполномоченным на рассмотрение заявления на смену земельной категории.

Ходатайство должно содержать такие сведения как:

  • нумерация, присвоенная земельному участку при его регистрации в кадастре;
  • земельная категория, к которой отнесен участок, и та, в которую будет осуществляться перевод;
  • обозначение мотива (для чего необходимо проведение перевода);
  • документ, служащий подтверждением наличия права владения земельным участком.

Ко всему прочему, к направляемому ходатайству следует приобщить такую документацию:

  • проект (землеустроительный) для обоснования необходимости внесения изменений;
  • выписка, подготовленная из государственного земельного реестра по рассматриваемым угодьям;
  • копия документов для подтверждения личности: если это физлицо – паспорт, если же юридическое лицо/ИП – подготавливают выписку о проведении регистрации;
  • выписку, подготовленную из информационной базы ЕГРП на имущество;
  • если участок отнесен к категории, где необходима экологическая проверка, обязательным является составление такого заключения;
  • разрешение от владельца, оформленное в письменном виде на проведение соответствующих изменений;
  • в случае подачи прошения от имени представителя, потребуется подтвердить полномочия последнего (нужна доверенность).

Стадия №2

Государственными госорганами могут приниматься два варианта решения: это может быть отказ в удовлетворении ходатайства или же решение по одобрению смены земельной категории.

Госорганы отказывают в прошении при таких обстоятельствах:

  • при подаче ходатайства ненадлежащим лицом;
  • если документация, прилагаемая заявителем к ходатайству, имеет несоответствия с законодательными требованиями.

Такой акт должен быть направлен владельцу в двухнедельный срок (учитываются рабочие дни) со дня, когда документ был подписан. Владелец может при этом оспорить принятое решение, обратившись в судебную инстанцию.

Акт, предусматривающий решение о переводе участка должен быть вынесен на определенный период, на протяжении которого владельцу необходимо провести регистрацию внесенных изменений.

На вынесение этого решения, властные госорганы располагают двухмесячным сроком. Если документация направлена для ее последующего рассмотрения Правительством РФ, период будет составлять уже три месяца.

Стадия №3

Как только будет получен акт вместе с оформленным заключением на перевод участка в определенную категорию, новые сведения следует направить напрямую в государственный земельный кадастр, а также в ЕГРП. С момента внесения изменений в документацию правоустанавливающего значения, сделка будет считаться юридически завершенной.

Второй метод

Перевести земельный участок в пределах одной категории будет куда проще, да и к тому же, не потребует много времени. Для данной процедуры правила определяются в Градостроительном кодексе РФ (статьями 37 и 38).

С этой целью, необходимо направить заявление в адрес территориальных органов. Они организовывают процедуру открытого слушания, где в качестве присутствующих лиц будут выступать граждане, проживающие на смежных участках и в районе данной территориальной области. Здесь участникам дано право предоставления примечаний и рекомендаций.

После проведения слушания, его результаты будут опубликованы. Основываясь на заключении, сделанном при рассмотрении вопроса, руководителем органа местного самоуправления утверждается положительное решение об изменении вида разрешенного использования земли.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

Можно ли изменить целевое назначение земельного участка? Как поменять вид использования земли? на сайте Недвио

Наша страна занимает первое место в мире по размеру территории. Казалось бы, вот где простор для реализации любых проектов, ведь земли у нас с избытком. Однако не все так просто. Каждый земельный участок предназначен для использования в определенных целях, перечень которых закреплен в Земельном Кодексе.

Нередко у владельцев возникает необходимость изменить категорию участка для более эффективного его использования. Возможно ли сменить целевое предназначение земли? И каким образом подать заявку? Что делать в случае отказа? – обо всем этом вы узнаете из этой статьи.

Характеристики и категории использования земельных участков

Любой земельный участок является либо частной собственностью (физических или юридических лиц), либо собственностью государства, в лице органов власти федерального, регионального и муниципального уровня.

В свою очередь, земля, как объект права собственности, имеет ряд индивидуальных характеристик: установленные границы, размер, кадастровый номер, адрес, категорию использования. Все эти параметры зафиксированы в государственной службе регистрации и кадастрового учета – Росреестре.

Категория участка – это назначение использования земли, которое сформировалось в процессе многолетней эксплуатации и на основе территориального зонирования.

Согласно положениям Земельного Кодекса, в России существует 7 категорий земель:

  1. земли сельскохозяйственного назначения, в том числе участки для садоводства, огородничества и личного подсобного хозяйства;
  2. территории городов, поселков, деревень, и других поселений;
  3. территории, занятые промышленными производствами, сооружениями инфраструктуры, телерадиовещания, энергетики, обороны, науки и космоса, земли государственных учреждений;
  4. заповедники и заказники, природоохранные земли;
  5. территории, занятые лесными массивами;
  6. территории, занятые объектами водного фонда;
  7. земли, находящиеся в запасе.

В свою очередь, каждая категория земель имеет свою градацию. Например, земельные участки городов могут разделяться на зоны под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС), зоны многоквартирной застройки, деловые, культурные и производственные территории.

Самая распространенная категория участков для частной застройки — ИЖС. На таких земельных участках запрещено возводить магазины, либо многоквартирные дома. К сожалению, во многих населенных пунктах сегодня это практикуется, а документы оформляются задним числом, либо не оформляются совсем. Это влечет штрафные санкции, а также снос самовольных построек.

Если владелец ЗУ хочет построить на земле, отведенной под ИЖС, дом выше 3-х этажей или какой-либо коммерческий объект, он сначала должен сменить целевое назначение участка.

Причины смены целевого назначения участков

В процессе экономической деятельности людей и предприятий постоянно меняется облик территорий. Строятся новые населенные пункты, открываются и закрываются промышленные производства, возводятся новые объекты, сооружения и коммуникации.

Все эти преобразования должны производиться в рамках законодательства. Целевое назначение использования земельного участка – главное требование, которое должен соблюдать каждый собственник.

Если категория земель не соответствует планам бизнеса или развития территории, можно изменить назначение участка. Это происходит в следующих случаях:

  1. Расширение территории населенного пункта (когда под застройку попадают земли сельскохозяйственного назначения, ранее принадлежащие совхозам и колхозам);
  2. Возведение загородных поселков коттеджного типа;
  3. Застройка пустующих территорий, принадлежащих Министерству обороны;
  4. Жилая застройка промышленных зон, заброшенных или используемых не по назначению;
  5. Создание новых садоводческих товариществ (СНТ), дачных кооперативов (ДНП);
  6. Создание фермерских хозяйств на территории населенного пункта;
  7. Создание новых предприятий;
  8. Строительство спортивных сооружений и баз на территории лесного фонда (потребуются согласования и допуски во многих инстанциях);
  9. Строительство дорог, мостов и коммуникаций, проходящих через земли лесного и водного фонда.

Разумеется, самая распространенная причина смены категории участка земли в России — когда физическому лицу необходимо построить жилой дом на землях сельскохозяйственного назначения. Оно и понятно: стоят такие участки в разы дешевле других категорий (в частности, предназначенных под ИЖС).

Однако здесь следует иметь ввиду, что далеко не каждый такой участок вообще удастся перевести, так как законом предусмотрено множество ограничений:

Основные этапы смены категории участка

Процедура состоит из следующих этапов:

  1. Собственник или арендатор участка собирает необходимый пакет документов и заполняет заявление установленной формы;
  2. Все это передается в комиссию при администрации муниципалитета или поселкового совета, в ведении которого находится земельный участок (если территория является региональной или федеральной собственностью, пакет документов передается в соответствующую администрацию);
  3. Органы власти, за которыми закреплен земельный участок, созывают специальную комиссию. Заявка на изменение категории ЗУ должна быть рассмотрена в течение 5 рабочих дней;
  4. По итогам заседания комиссия выносит решение и составляет акт;
  5. Заявитель знакомится с актом решения комиссии. Если заявка одобрена, в кадастровые и регистрационные документы на земельный участок вносятся изменения. В случае отказа комиссии заявитель может оспорить решение через суд.

Как подать заявку и поменять вид использования земли?

Заявление подается на имя главы администрации, где расположен земельный участок. В нем следует убедительно изложить причину, по которой заявитель хочет изменить целевое использование участка, привести аргументы и доказательства повышения эффективности его использования.

Читать еще:  Узнать налог на имущество физических лиц по ИНН

В конце необходимо указать дату, поставить подпись и перечислить прилагаемые документы:

  • общегражданский паспорт заявителя;
  • правоустанавливающие документы на участок;
  • выписка из ЕГРН;
  • кадастровый паспорт;
  • квитанцию об уплате государственной пошлины.

Если у заявителя нет каких-либо регистрационных документов, их можно заказать через многофункциональный центр (МФЦ, Мои документы). Пакет документов с заявлением можно направить по почте или принести лично в администрацию.

Как принимается решение комиссией по смене целевого пользования земли?

В течение 2-ух месяцев, с момента регистрации заявления, при администрации региона, муниципалитета, поселкового совета собирается комиссия. Уполномоченные сотрудники внимательно изучают все документы.

Особое внимание уделяется изменению целевого использования сельскохозяйственных земель. В этом случае требуется решение органов власти более высокого ранга, поскольку государство не допускает уменьшения посевных площадей, без всяких на то, веских оснований. Таким образом, реализуется принцип приоритета сельского хозяйства перед прочими видами деятельности.

Если все правоустанавливающие документы действительны, и у комиссии не возникло вопросов и сомнений по поводу намерений заявителя, выносится положительное решение.

В каких случаях могут выдать отказ? И что делать?

Отказать владельцу участка могут в следующих случаях:

  • обнаружены противоречия в правоустанавливающих документах по текущему целевому использованию земли;
  • документы оформлены с нарушениями;
  • земельный участок уникален, и менять его назначение запрещено;
  • имеются возражения у экологов;
  • смена категории запрещена федеральным, региональным или местным законодательным актом;
  • необходимы согласования органов власти более высокого ранга;
  • представленный пакет документов не полный.

На основании положительного решения составляется акт об изменении разрешенного использования земельного участка. Собственник передает копию акта в органы кадастрового учета для корректировки информационной базы и правоустанавливающих документов.

Оспаривание решения комиссии

К сожалению, оспорить заключение комиссии достаточно сложно.

Практика показывает, что добиться пересмотра решения возможно лишь в случаях, когда первоначальный отказ связан с оформлением документации. Тогда заявитель вновь собирает необходимый пакет документов, уточняет и корректирует содержащиеся в них сведения, и вновь обращается в администрацию.

Заключение

При необходимости изменить категорию земельного участка — это сделать вполне реально. Особенно высока вероятность если речь идет о землях в частной собственности и не предназначенной для сельхозназначения.

Для этого достаточно собрать необходимые документы и подать заявку в исполнительные органы власти той территории, где расположена земля. Перечень документов следует уточнить в администрации, поскольку на местах требования к пакету могут отличаться.

Изменение целевого использования земель сельхозназначения возможно

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Обзор документа

Письмо Министерства сельского хозяйства РФ от 26 марта 2018 г. N АТ-15-07/3107 О возможности взимания платы при изменении целевого назначения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, а также осуществления контроля за использованием земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению в отношении конкретного объекта недвижимости без привязки к собственнику такого земельного участка

Во исполнение пункта 3 протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 17 января 2018 г. N ДМ-П11-2пр Минсельхоз России, Минэкономразвития России совместно с ФАС России и Россельхознадзором проработал вопросы о возможности взимания платы при изменении целевого назначения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, а также осуществления контроля за использованием земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению в отношении конкретного объекта недвижимости без привязки к собственнику такого земельного участка и докладывает.

1. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее — Закон о переводе земель), иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статьей 7 Закона о переводе земель установлены исключительные случаи перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в земли других категорий.

В случаях, связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов, со строительством линейных объектов, с добычей полезных ископаемых, с выполнением международных обязательств и обеспечением обороны страны и безопасности государства, к переводу допускаются в том числе особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья.

При этом в указанных случаях в переводе земель или земельных участков в земли других категорий будет отказано при установлении несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.

С учетом того, что перевод земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию является по существу исполнением утвержденной документации по планировке территории, основанной на документах территориального планирования, и зачастую осуществляется в целях размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения и объектов местного значения, взимание платы за перевод земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий при размещении таких объектов будет осложнять согласованное развитие территорий.

При введении возможности взимания платы за изменение целевого назначения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения принцип единства кассы, установленный статьей 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не позволит использовать указанные средства исключительно на вовлечение в сельскохозяйственное производство неиспользуемых земель или поддержание плодородия таких земель.

Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят в первом чтении проект федерального закона N 465407-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию», внесенный Правительством Российской Федерации (далее — законопроект).

Законопроектом предусматривается совершенствование и упрощение действующего порядка определения правового режима использования земель путем проведения территориального зонирования, а также исключения института категории земель как способа определения разрешенного использования земельных участков.

Минсельхоз России поддерживает позицию Минэкономразвития России о том, что в условиях предусматриваемых изменений существующего порядка установления правового режима земель введение платы за изменение целевого назначения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения является нецелесообразным.

При этом следует отметить, что потери продуктивных и высокопродуктивных земель сельскохозяйственного назначения, являющихся основным средством производства в сельском хозяйстве, в результате изменения их целевого назначения возмещаются, как правило, за счет бюджетных средств, направляемых на вовлечение неиспользуемых земель в сельскохозяйственный оборот с проведением комплекса культуртехнических, агромелиоративных, агрохимических и агротехнических мероприятий.

Только в 2016 году на основании решений уполномоченных органов в земли других категорий было переведено около 1016 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения, из которых более половины переведены в целях строительства и реконструкции объектов промышленности, транспорта, связи, добычи полезных ископаемых.

В целях защиты особо ценных продуктивных земель сельскохозяйственного назначения от выбытия из сельскохозяйственного производства в законопроекте следует установить жесткие ограничения по изменению видов разрешенного использования таких земель, возможности размещения на особо ценных сельскохозяйственных землях объектов, не связанных с сельскохозяйственным производством, по изменению границ зон особо ценных сельскохозяйственных земель, а также установить запрет на проведение на таких землях работ, связанных с пользованием недр открытым способом.

Вместе с тем ФАС России информирует, что изменение целевого назначения и вида разрешенного использования соответственно изменяют не только порядок и условия использования конкретного земельного участка, а также порядок и условия предоставления такого земельного участка на каком-либо праве.

Так, в частности, может сложиться ситуация, при которой до изменения вида разрешенного использования договор в отношении земельного участка был заключен без проведения торгов, а после изменения вида разрешенного использования указанный договор подлежал бы заключению только по результатам торгов.

Из содержания ходатайства о переводе земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию часто следует, что испрашиваемый к переводу земельный участок уже предоставлен заинтересованному лицу на определенном праве для заявленного использования.

Пунктом 17 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации установлен запрет на внесение изменений в заключенный по результатам аукциона или в случае признания аукциона несостоявшимся с лицами, указанными в пунктах 13, 14 или 20 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в части изменения видов разрешенного использования такого земельного участка.

Согласно части 8 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора, заключенного по результатам торгов в случае, когда его заключение допускается только путем проведения торгов, могут быть изменены сторонами, если это изменение не влияет на условия договора, имевшие существенное значение для определения цены на торгах, а также в иных случаях, установленных законом.

Таким образом, по мнению ФАС России, предоставление уполномоченным органом власти земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов с последующим изменением его целевого назначения может иметь признаки ограничения или недопущения конкуренции, поскольку может быть направлено на обход порядка заключения соответствующего договора конкурентным способом путем проведения торгов.

Указанная ситуация, по мнению Минсельхоза России, приводит к недополучению бюджетом соответствующего уровня средств, вырученных по результатам торгов по предоставлению земельного участка, целевое назначение которого приведено в соответствие с испрашиваемым переводом.

2. По вопросу о возможности осуществления контроля за использованием земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению в отношении конкретного объекта недвижимости без привязки к собственнику такого земельного участка Минсельхоз России сообщает следующее.

Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» регламентировано проведение плановых рейдовых осмотров (обследований), в том числе земельных участков.

Земельным кодексом Российской Федерации регламентировано проведение в рамках систематического наблюдения за исполнением требований законодательства Российской Федерации должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, административного обследования объектов земельных отношений (статья 71.2 Земельного кодекса Российской Федерации).

Под административным обследованием объекта земельных отношений в соответствии со статьей 71.2 Земельного кодекса Российской Федерации понимается исследование его состояния и способов его использования на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (дистанционное зондирование (в том числе аэрокосмическая съемка, аэрофотосъемка), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований) и другими методами.

В соответствии с Правилами проведения административного обследования объектов земельных отношений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2015 г. N 251 (далее — Правила), проведение административного обследования объектов земельных отношений должностными лицами осуществляется без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений и доступа указанных должностных лиц на обследуемые объекты земельных отношений.

В ходе проведения административного обследования объектов земельных отношений должностные лица самостоятельно (без дополнительных разрешений и согласований) осуществляют анализ полученной информации.

Административное обследование объектов земельных отношений сельскохозяйственного назначения осуществляется в приоритетном порядке в отношении сельскохозяйственных угодий, земель, используемых для ведения сельскохозяйственного производства и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (в частности, земельные участки, используемые для селекции, семеноводства, сортоиспытаний, разведения племенных животных и использования племенной продукции (материала), размещения коллекций генетических ресурсов растений, научно-исследовательских, опытно-учебных целей), а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

Согласно пункту 10 Правил результаты административного обследования объектов земельных отношений используются при составлении ежегодных планов проведения плановых проверок соблюдения земельного законодательства Российской Федерации.

Исходя из изложенного, механизм осуществления контроля за использованием земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению в отношении конкретного объекта недвижимости без привязки к собственнику такого земельного участка законодательством Российской Федерации предусмотрен и осуществляется посредством проведения административного обследования объектов земельных отношений.

А.Н. Ткачев

Обзор документа

Рассмотрен вопрос о возможности взимания платы при изменении целевого назначения земельного участка из земель с/х назначения, а также осуществления контроля за использованием участка по целевому назначению в отношении конкретного объекта недвижимости без привязки к собственнику такого участка.

Перевод земельного участка из состава земель с/х назначения в другую категорию является по существу исполнением утвержденной документации по планировке территории, основанной на документах территориального планирования. Зачастую процедура совершается в целях размещения объектов федерального, регионального и местного значения. Взимание платы будет осложнять согласованное развитие территорий.

В Госдуме на рассмотрении находится законопроект, которым предусматривается совершенствование и упрощение действующего порядка определения правового режима использования земель путем территориального зонирования, а также исключения института категории земель как способа определения разрешенного использования земельных участков.

Минсельхоз России поддерживает позицию Минэкономразвития России о том, что в условиях предусматриваемых изменений существующего порядка установления правового режима земель введение платы за изменение целевого назначения земельного участка из земель с/х назначения является нецелесообразным.

ФАС России указывал, что изменение целевого назначения и вида разрешенного использования соответственно изменяют не только порядок и условия использования конкретного земельного участка, но и порядок и условия предоставления такого участка на каком-либо праве.

Предоставление уполномоченным органом власти земельного участка из земель с/х назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов с последующим изменением его целевого назначения может иметь признаки ограничения или недопущения конкуренции.

Указанная ситуация приводит к недополучению бюджетом соответствующего уровня средств, вырученных по результатам торгов.

Контроль за использованием земельного участка из земель с/х назначения по целевому назначению в отношении конкретного объекта недвижимости без привязки к собственнику осуществляется посредством проведения административного обследования объектов земельных отношений.

Все об изменении вида разрешенного использования земель сельхозназначения: полный алгоритм действий

Все земельные богатства государства делятся на определенные законодательством категории целевого назначения. Такое разделение необходимо для определения правового режима использования и охраны земель. Земельные угодья за пределами населенных пунктов, позволяющие вести сельскохозяйственную деятельность, относятся к группе земель сельскохозяйственного назначения.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-46-18 . Это быстро и бесплатно !

Законодательная база

Все земли сельхозназначения – это большая категория, определенная Земельным Кодексом РФ в пункте 1 статьи 77. Предназначение участков земель сельскохозяйственного назначения делятся по видам разрешенного использования на группы:

Читать еще:  О сроках рассмотрения апелляционных жалоб по гражданскому делу: сколько, порядок

  • для ведения сельского хозяйства;
  • для ведения крестьянско-фермерского хозяйства;
  • для организации сельскохозяйственного производства;
  • для дачного строительства;
  • для садоводческой деятельности;
  • для животноводства;
  • прочие варианты.

Более детально ознакомиться с характеристикой и видами разрешенного использования земель сельхозназначения вы можете в отдельной статье.

Разграничение земельных угодий по видам разрешенного использования основывается на Приказе №540 Минэкономразвития, от 01.09.2014 года. Кроме основных и дополнительных ВРИ, есть условно-разрешительные. Такие виды указываются для конкретного участка в градостроительном регламенте в соответствии с Правилами землепользования и застройки. Это отдельно выделенные территории, для которых невозможно изменение ВРИ. К таким относятся земли лесного фонда и особо ценные сельскохозяйственные угодья.

Ознакомиться с правовым режимом и особенностями использования земель сельхозназначения можно тут.

Когда может понадобиться изменение?

Не всегда ВРИ участка подходит под планы собственника или потенциального покупателя. Растущий спрос на загородную недвижимость приводит к необходимости в преобразовании особых категорий земель в участки применимые под строительство жилых домов (о том, можно ли строить дом на землях сельхозназначения, и какой именно, мы рассказывали тут). Также изменение ВРИ требуется, если предполагается возведение торговой точки или производственных помещений. Еще таким образом можно существенно увеличить стоимость земельного участка, когда в планах перепродажа земли (как определяется кадастровая стоимость земель сельхозназначения?).

Действующие способы

Смена действующей категории – это продолжительная и трудоемкая работа. В законодательстве четко прописана вся процедура и сроки исполнения. Регламентируется смена категории ФЗ РФ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (с изменениями на 29.07.2017 года). Такой перевод необходим в случаях, если на участке планируется:

  • строительство коммерческой недвижимости или промышленных зданий;
  • постройка многоквартирного дома или организация заповедника.

Об особенностях перевода земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию и о том, как он осуществляется, мы подробно рассказывали в этом материале.

Изменение ВРИ земель сельхозназначения (без вывода из действующей категории) необходимо, чтобы использовать земельный участок сельскохозяйственного назначения для садоводства, возведения частного дома или строительства иных зданий (можно ли строить на землях сельхозназначения?), что невозможно при действующем ВРИ. Порядок изменения ВРИ предусмотрен Земельным Кодексом РФ статьей 8, где четко расписаны все требования.

Как изменить?

С чего начать?

Это открытая информация и ее может запросить как собственник, так и арендатор земельного участка. Документ выдается через 30 дней с момента подачи заявления. В нем будут перечислены все возможные виды разрешенного использования: основные, дополнительные и условно разрешенные.

Необходимые документы

Уточняйте перечень требуемых документов в территориальном органе власти. Список формируется местной администрацией и может отличаться в каждом районе.

Основной список документов, которые необходимы для подачи в органы местного самоуправления для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения:

  • Заявление с просьбой о смене вида разрешенного использования.
  • Декларация о смене ВРИ.
  • Оригиналы и копии правоустанавливающих документов на земельный участок, а также всех строений на нем.
  • Кадастровый паспорт и другая техническая документация на участок:

  1. план межевания;
  2. результаты землеустроительных работ;
  3. результаты проведенных экспертиз.
  • Если участок принадлежит индивидуальному предпринимателю, то выписка из ЕГРИП.
  • Если собственник имеет юридическое лицо, то выписка из ЕГРЮЛ.
  • Подлинник и копию паспорта собственника.
  • При обращении доверенного лица, надлежащим образом оформленная нотариальная доверенность (подлинник и копия).
  • Как составить заявление?

    В заявлении с просьбой о смене вида разрешенного использовании необходимо указать:

    1. местоположение, кадастровые характеристики и технические сведения участка;
    2. правоустанавливающий документ и свидетельство о праве собственности;
    3. причины, по которым возникло желание, изменить ВРИ;
    4. описать преимущества, которые появятся после смены вида разрешенного использования;
    5. высказать просьбу дать разрешение на данную процедуру;
    6. в конце подпись с расшифровкой и дата.
    • Скачать бланк заявления об изменении вида разрешенного использования земли
    • Скачать образец заявления об изменении вида разрешенного использования земли

    Составление декларации

    Однако это документы разной юридической силы. Тогда как заявлением выражается просьба, то декларация – это завершенное действие. Именно декларация служит основанием для выдачи акта, в котором будет разрешение на внесение изменений в реестр кадастра.

    Образец можно скачать в интернете, а можно написать самостоятельно, соблюдая основные правила:

    1. указать наименование органа власти, куда подаете документ;
    2. название самого документа (посередине строки);
    3. личные данные: Ф.И.О. и адрес регистрации;
    4. информация о земельных угодьях с указанием категории земель и способ правообладания;
    5. изложить просьбу об изменении вида землепользования с пояснением причин данного решения;
    6. указать на то, что совладельцы и собственники соседних участков не против планируемых изменений;
    7. поставьте подпись с расшифровкой и дату.
    • Скачать бланк декларации изменения вида использования земель
    • Скачать образец декларации изменения вида использования земель

    Сколько стоит?

    Госпошлина на изменение ВРИ, установленная налоговым законодательством РФ, составляет 2000 рублей. Для юридических лиц процедура обойдется дороже и составит 22 000 рублей.

    Куда обращаться и подавать документы?

    Все вопросы по изменению вида землепользования решаются в местных органах власти. Правила для проведения процедуры расписаны в Градостроительном кодексе РФ, статьи 37 и 38. Пакет документов подается в земельный комитет администрации, к которой территориально относится земельный участок.

    Сроки рассмотрения и принятия решения

    Когда заявление подано администрация имеет право организовать публичные слушания, где будут присутствовать граждане, живущие на смежных земельных участках и в районе данной территориальной области. Им предоставляется возможность давать рекомендации и выносить замечания. Результаты слушания публикуются в местном печатном издании.

    Опираясь на заключение комиссии, результаты общественных слушаний и всех обстоятельств дела администрация выносит решение. Как правило, если были публичные слушания и присутствующие граждане отнеслись положительно, то решение выносится в пользу собственника.

    Время принятия решения комиссией напрямую зависит от качества ее работы. Максимальный срок 30 дней. Если проводились публичные слушания, то вынесение решения может составлять 60 дней.

    Что делать при принятии положительного решения?

    В случае положительного решения администрация подаёт сведения в Росреестр об изменениях статуса землевладения. Собственнику следует самостоятельно обратится в кадастровую палату для внесения изменений. Для этого необходимо представить следующие документы с их нотариально заверенными копиями:

    • межевой план;
    • кадастровый паспорт;
    • правоустанавливающие документы на участок;
    • решение главы администрации об изменении вида разрешенного использования участка.

    При подаче заявления иметь при себе паспорт. Процесс внесения изменений занимает около 10 дней.

    После на руки выдается новая кадастровая выписка, где будет содержаться информация о новом виде разрешенного использования земельного участка. Одновременно вносятся изменения в ЕГРН. Свидетельство о праве собственности менять не нужно, так как все характеристики земельного участка указываются в кадастровом паспорте.

    О том, как рассчитать налог на земли сельскохозяйственного назначения и как варьируется размер ставки, мы рассказывали тут.

    Администрация может отказать в изменении ВРИ если:

    • не были исполнены все требования к ходатайству;
    • обратилось лицо не указанное в федеральном законе.

    Отказ выдается в письменном виде в тридцатидневный срок после принятия документов. В сопроводительном письме должно быть четко прописано обоснование. Опротестовать решение можно в трехмесячный срок со дня получения постановления об отказе, исправив все недочеты, изложенные в сопроводительном письме.

    Также отказать в изменении вида разрешенного использования земельного участка могут при соблюдении всех правил подачи документов. Основанием для такого отказа может служить ряд причин:

    1. несоответствие перевода действующему законодательству;
    2. решения экспертиз;
    3. расхождение в целевом назначении с официальной документацией по территориальному проектированию и землеустройству.

    Если основой отказа стали законодательные положения, нарушающие права заявителя, следует обращаться в суд с апелляцией.

    Если цели по использованию земельного участка не совпадают с его ВРИ, чтобы избежать проблем с законом, надо пройти процедуру изменения вида разрешенного землепользования. Это возможно при точном соблюдении алгоритма обращения в уполномоченные органы власти и соблюдении законодательных норм.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

    +7 (499) 938-46-18 (Москва)
    +7 (812) 425-63-64 (Санкт-Петербург)

    Земли сельскохозяйственного назначения: виды разрешенного использования таких участков

    Российская Федерация обладает огромными земельными территориями и занимает 1/9 часть суши, а большая часть этих земель (22,6% – 386,5 млн. га) пригодна для выращивания:

    • фруктов,
    • овощей,
    • зерновых культур,
    • ведения животноводства.

    Такие плодородные земли относятся к категории сельхозназначения.

    Законодательно установлено определение территорий, предназначенных для ведения сельского хозяйства и перечень разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения (ЗК РФ ст. 77, 78):

    • ведение сельского хозяйства в промышленных масштабах;
    • устройства специальных насаждений для защиты полей от суховеев, выдувания плодородного слоя почвы, удержания снежного покрова и т.д.;
    • осуществление сельхоз- и экотуризма;
    • проведение научно-исследовательских работ и изысканий;
    • животноводство;
    • осуществление учебной и иной деятельности, связанной с сельским хозяйством;
    • создание крестьянско-фермерских хозяйств;
    • использование для нужд личного подсобного хозяйства;
    • садоводство;
    • огородничество.

    Также допустимо строительство жилых и вспомогательных объектов недвижимости на землях сельхозназначения.

    Чтобы не стать нарушителем закона и не попасть под действие Административного Кодекса РФ (КоАП РФ ст. 8.8), необходимо знать, к какому виду разрешенного использования относится ваш земельный участок сельскохозяйственного назначения и действовать строго в соответствии с Классификатором ВРИ.

    Что такое сельхозземли?

    В соответствии с российским законодательством все земли делятся на несколько категорий целевого назначения.

    Это необходимо для определения правового режима их использования и охраны.

    Самой большой группой являются земли сельхозназначения, виды разрешенного использования которых подробно расписаны в отдельном документе — Классификаторе ВРИ.

    К ним относятся территории:

    • расположенные за пределами населенных пунктов,
    • обладающие определенными показателями плодородности,
    • позволяющими вести сельскохозяйственную деятельность.

    Все земельные богатства, тянущиеся за городом в пределах видимости и до самого горизонта, являются землями сельскохозяйственного назначения. И даже если они не заняты в настоящий момент полями и пашнями, они предназначены именно для целей, связанных с агропромышленным хозяйством.

    Какие ВРИ для земельных участков сельхозназначения существуют?

    Несмотря на свое название, земли сельхозназначения обладают широким спектром возможностей для своих владельцев.

    Разрешенное использование земли сельскохозяйственного назначения определяются Классификатором ВРИ ЗУ и позволяют гражданам и организациям в полной мере воплощать свои бизнес- и сельхозидеи, эко-фантазии.

    Благодаря классификатору ВРИ, а именно тому, что он охватывает всевозможные роды деятельности, которые могут вестись на землях сельхозназначения, на земельных участках возможно ведение следующих родов деятельности:

    1. осуществление предприятиями с/х деятельности;
    2. создание личных либо фермерских хозяйств;
    3. выращивание овощных, плодовых культур;
    4. создание дачных, садоводческих или огороднических товариществ;
    5. выращивание и разведение животных, насекомых и рыб;
    6. научно-исследовательская деятельность и т.д.

    Все земли сельскохозяйственного назначения по видам разрешенного использования условно можно разделить на две категории.

    Это земли, на которых:

    • разрешено жилое строительство (Коды по Классификатору ВРИ 1.16, 13.1-13.3.);
    • запрещено строить жилые здания, но допускается возведение капитальных строений с обязательным получением разрешения на строительство и не капитальных без получения оного (коды по Классификатору ВРИ 1.0-1.15, 1.17, 1.18).

    Наиболее популярными для частного строительства являются следующие виды разрешенного использования земельных участков сельхозназначения:

    • «Ведение садоводства» (код 13.2),
    • «Ведение дачного хозяйства» (код 13.3).

    «Ведение садоводства» – земли, чаще всего входящие в садоводческие сообщества. Позволяют владельцам выращивать:

    • сезонные и жилые садовые домики,
    • вспомогательные строения.

    Регистрация в таком жилье запрещена, но с вступлением в силу 1 января 2019 года закона ФЗ № 217-ФЗ «О садоводстве и огородничестве» это ограничение снимается. Также с вступлением в силу этого закона все дачные земли станут садоводческими.

    «Ведение дачного хозяйства» – земельный участок можно использовать в тех же целях, что и в предыдущем пункте. Существенным отличием является возможность прописки только по решению суда после признания капитального строения жилым и соответствующим всем санитарным требованиям и норма безопасности.

    Дачные и садовые участки могут принадлежать к категории земель населенных пунктов. Есть несколько способов выяснить, к какой категории относится Ваш земельный участок, самый простой — по кадастровому номеру. А о том, какая категория земель больше подходит для строительства, читайте в этой статье.

    Несмотря на то, что новый Классификатор ВРИ ЗУ вступил в силу еще в 2015 году, не все землевладельцы привели свои правоустанавливающие документы на землю в соответствие.

    Если в вашем кадастровом паспорте указан ВРИ из старого классификатора земель, которого в настоящее время уже не существует, не стоит расстраиваться.

    Такой документ является действующим, а прописанные в нем виды разрешенного использования можно применять.

    При желании сменить ВРИ на новый можно, уточнив в местной администрации планирование данной территории.

    Чтобы определить весь спектр возможных видов разрешенного использования сельскохозяйственных земель, достаточно обратиться к Классификатору ВРИ ЗУ.

    1. Деятельность, направленная на выращивание растительных культур (коды 1.1-1.6). Подразумевает строительство хозяйственных построек, необходимых для осуществления для полного цикла агропроизводства.
    2. Деятельность, связанная с разведением и выращиванием продукции животноводства, птицеводчеством, кормопроизводством (коды 1.7-1.11). Допустимо возведение капитальных и некапитальных строений для содержания скота, птицы, пушного зверя и т.д., а также вспомогательных построек, необходимых для хранения и переработки продуктов производства (молочные, убойные цеха, кормохранилища, фермы и т.д.).
    3. Рыбоводство и пчеловодство (коды 1.12-1.13). Для успешной деятельности необходимо размещение хозяйственных и вспомогательных зданий и сооружений (ульи, точки медосбора, искусственные пруды для выращивания молодняка рыбы и т.д.);
    4. Деятельность, связанная с научным обеспечением агропромышленной сферы (код 1.14). Относятся работы по изучению, развитию и расширению агросферы, а также селекция растений и животных. Допускается строительство полевых и научно-исследовательских лабораторий, вспомогательных и хозяйственных построек.
    5. Деятельность, связанная с хранением и переработкой агропромышленной продукции (код 1.15). Разрешено возведение объектов недвижимости, необходимых для первичной и глубокой переработки и хранения продуктов растениеводства и животноводств.
    6. Личное подсобное хозяйство (код 1.16). На землях ЛПХ (полевой участок) допускается строительство любых некапитальных строений (без фундамента), необходимых землевладельцу.
    7. Питомники (код 1.17). Предполагает возведение построек, необходимых для осуществления деятельности, связанной с выращиванием и продажей рассады или семян растительных культур.
    8. Деятельность, связанная с производственным обеспечением агропромышленного комплекса (код 1.18). Предполагает строительство технических построек для обеспечения полноценной работы сельскохозяйственного оборудования, его хранения и поддержания надлежащего состояния.
    9. Деятельность, связанная с огородничеством, садоводством и ведением дачного хозяйства (коды 13.1-13.3). Допускается использование земельного надела в полном соответствии с нуждами землевладельца (выращивание растений, отдых и т.д.), а также возведение всех необходимых жилых и хозяйственных строений (кроме 13.1).

    Условия и ограничения

    Кроме того, что сельскохозяйственные земли необходимо использовать в строгом соответствии с ВРИ, существуют дополнительные условия и ограничения ее использования:

    • правовые – обусловлены правовым режимом территории, на которой расположены земли сельхозназначения;
    • экологические – обусловлены требованиями экологической защиты земель и охраны окружающей среды;
    • агротехнические – обусловлены необходимостью сохранения плодородия почв;
    • специальные.

    Также важно учитывать, что все виды использования земельных участков сельхозназначения могут быть разделены на три группы.

    1. Основные ВРИ – устанавливаются в строгом соответствии с Классификатором и целевым назначением участков.
    2. Условно разрешенные – определяются градостроительным регламентом в соответствии с условиями ПЗЗ для конкретной территории.
    3. Вспомогательные – не являются преимущественными для выбранного участка земли, направлены на обеспечение функционирования основного ВРИ.

    Какой ВРИ подходит для строительства дома?

    Вид разрешенного использования земельного участка не только «подсказывает» собственнику, каким именно видом сельского хозяйства можно заниматься, но еще и определяет, сможет ли он построить на своей земле жилой дом или же не сможет.

    Если вы желаете возвести жилую постройку, выбирайте участок с одним из следующих видов разрешенного использования:

    1. «Ведение дачного хозяйства» – для целей загородного отдыха или постоянного проживания с возможностью регистрации, такие земельные участки подходят оптимальным образом;
    2. «Ведение садоводства» – уже сегодня вы можете начать строительство капитального жилого строения, чтобы в 2019 году иметь возможность не только проживать на территории собственной усадьбы, но и прописаться в новом доме (ФЗ № 217-ФЗ).

    Подробнее о строительстве на участках с ВРИ для садоводства и огородничества читайте в отдельной статье. Возможно, вам также будет интересна статья «Чем отличаются земли ИЖС, СНТ, ДНП«.

    Что еще можно строить?

    Фантазия владельца участка земли сельхозназначения в плане возведения вспомогательных и хозяйственных построек практически ничем не ограничена.

    Допустимо строить множество объектов, необходимых для ведения хозяйственной деятельности, согласно вида разрешенного использования земли.

    Вы можете строить:

    • объекты недвижимости, необходимые для сельхозпроизводства (склады, овощехранилища, зерносушилки и т.д.);
    • объекты коммуникаций (дороги, водопроводы и т.д.);
    • загоны для скота или птицы;
    • беседки, навесы, бани, сараи;
    • объекты детских площадок (горки, качели, песочницы и т.д.);
    • теплицы и мелиоративные сооружения;
    • другие некапитальные строения, необходимые для выполнения полного цикла сельскохозяйственного производства.

    Видео о том, как найти участок с нужным ВРИ

    О видах разрешенного использования земли сельхозназначения и способах поиска участков для аренды или покупки смотрите в данном видео:

    Понятие и состав категории земель сельхозназначения достаточно обширны.

    Целевое назначение земли и установленные ВРИ дают возможность каждому заинтересованному лицу найти земельный участок, полностью или частично соответствующий целям и запросам.

    Также важно отметить, что возведение капитальных объектов на землях сельхозназначения не запрещено, но любое строительство должно полностью соответствовать не только градостроительным нормам и ПЗЗ, но и требованиям безопасности и санитарно-техническим нормам.

    Процедура изменения целевого назначения земельного участка

    Согласно законодательству земля считается имуществом. Собственник вправе продавать/менять/дарить/завещать участок. Государство старается контролировать использование и реализацию территорий. Поэтому любые процедуры, связанные с ними, должны осуществляться официально. Например, изменение целевого назначения земельного участка. Как это происходит на практике, насколько сложна процедура? Стоит разобраться подробнее.

    Когда возможно изменение целевого назначения участка, зачем его менять

    Любое имущество разделяется согласно своему назначению. К примеру, строения бывают жилыми или нежилыми. Жилые здания нужны для постоянного проживания, в нежилых устраивают склады, рабочие помещения или офисы. Земельные участки также имеют разное назначение, которое определяется их классовой принадлежностью. Все основные сведения хранятся внутри единой системы Росреестра, наряду с принадлежностью и внешними характеристиками территорий. Эти данные помогают выявить категорию участков.

    В законодательстве, в частности, Земельном кодексе, указан механизм, по которому граждане – собственники могут по необходимости изменить существующее назначение своих наделов. Для этого существуют 2 разных варианта:

    1. Смена разрешения. Это частная процедура, при которой категория останется неизменной. К примеру, назначение земли установлено как «овощеводство», но владелец планирует разводить там скот. Соответственно, ему потребуются специальные земли, годные под пастбища. Тогда нужно менять лишь разрешение, притом категория – сельскохозяйственные земли – останется.
    2. Смена категории. Нужна, если владелец, имеющий землю ЛПХ, желает построить там настоящий гостиничный комплекс. Тогда чтобы превратить надел в ИЖС, он будет собирать бумаги, чтобы сменить категорию.

    Зачем нужно? Необходимость процедуры обуславливается желаниями собственника. Согласно законодательству использование надела должно соответствовать данным его кадастрового паспорта. Нельзя самовольно менять установленный ранее порядок.

    Важно: перед началом процедуры изменения существующего целевого назначения или общей категории земли подумать хорошенько, как именно использовать территорию.

    Изменение целевого назначения участка: понятие, законы

    7 статья в ЗК РФ подчеркивает, что определение любой земельной категории обычно ведется по целевому назначению.

    Выходит, любой участок земли имеет свою конкретную цель. И обязанности собственника – следовать ей. Тогда практическое использование надела будет осуществляться согласно данным Росреестра.

    Здесь важно не путать «категория земли» с «целевым назначением». Когда первое определение масштабное, оно включает все категории, на которые потом делится земля согласно главному своему целевому назначению:

    • сельхозназначение;
    • земли для осуществления застройки;
    • природоохранные территории;
    • историко-культурные;
    • лесной фонд;
    • водный фонд;
    • промышленности и пр.

    Каждая из вышеперечисленных категорий имеет свои, отдельные разновидности целевого назначения.

    Любой землевладелец, при необходимости, вправе сменить существующее функциональное обозначение надела, притом категория останется нетронутой. Сменить же саму категорию крайне сложно, требует предъявления веских оснований, это долгая и муторная процедура.

    Особенности процедуры отражены на страницах Земельного кодекса, а также в законе ФЗ 172.

    Как производится: поэтапный порядок, документы

    Итак, гражданин решил осуществить смену функционального значения имеющейся у него территории.

    Порядок действий, список документов

    Наименование Подробности
    Посещение администрации Нужна местная администрация (муниципалитет). Туда собственник либо приходит самостоятельно, либо действует через доверенное лицо. Узнать, где находится муниципалитет, можно по интернету. Гражданин излагает свои цели в составленном им заявлении. Затем прикладывает к нему следующие бумаги:

    ● паспорт гражданина (нужна копия с демонстрацией оригинала);

    ● правоустанавливающий документ (нужна копия с демонстрацией оригинала);

    ● кадастровый паспорт (можно выписку ЕГРН);

    ● письменные расчеты, отражающие эффективность практического использования земли сначала по имеющемуся назначению, потом после смены статуса

    Создание комиссии Чтобы изучить заявку и присланные с ней документы, создается специальная комиссия. Срок рассмотрения – максимальный 10 дней. После чего назначается дата будущего заседания, об этом заранее уведомляются соседи заявителя
    Обходной лист Администрация передает его заявителю, там списком указаны организации. Гражданин поочередно обходит их и согласовывает будущее изменение статуса у своего надела. Причем их согласие должно быть письменным:

    ● комитет по архитектуре;

    Примерный список

    Открытые слушания Они проходят примерно 40 дней (датой отсчета можно считать подачу заявления). Там вправе присутствовать все, кто как-то заинтересован в исходе затеваемого дела: экологи, инженеры – геодезисты и пр. Все замечания и комментарии присутствующих обязательно фиксируются внутри составляемого протокола. Его изучит глава администрации, после чего примет решение
    Новая регистрация Если заявку решили удовлетворить, гражданина своевременно уведомляют, выслав письменное подтверждение. Теперь ему остается внести указанные администрацией изменения в основные правоустанавливающие документы. Это делается в МФЦ или местном Росреестре. После обновленной регистрации заявитель получает свою выписку ЕГРН

    Важно: в общем вся процедура займет примерно 1,5—2 месяца в соответствии с нормами ЗК РФ.

    Заполнение заявления, образец

    Заявку гражданин оформляет письменно, составляя специальное заявление. Это стандартный деловой документ, в котором должны находиться следующие данные:

    • «шапка» – наименование адресата, включая адрес учреждения;
    • данные заявителя (его Ф. И. О., адрес, контактные телефоны);
    • «основная часть» – указать имеющуюся категорию своего надела;
    • желаемую категорию (целевое назначение);
    • номер участка согласно кадастру;
    • основания, подтверждающие значимость просьбы владельца;
    • перечень всех прилагаемых документов;
    • подпись заявителя, дата.

    Кстати, желательно вписать соответствующие нормативные акты, статьи ЗК РФ и федерального закона (ФЗ 172). Придерживаться нейтрального делового стиля, без помарок, исправлений и приписок.

    Важно: ключевую роль сыграют не приложенные бумаги, а весомые основания, перечисленные автором.

    Готовое заявление можно попросить у специалистов МФЦ или посмотреть в интернете.

    Стоимость процедуры

    Само рассмотрение ходатайства считается бесплатным, здесь госпошлины нет. Заявителя ждут иные расходы:

    • проведение экспертиз;
    • разработка подробной проектной документации;
    • госпошлина за проведение регистрации;
    • консультация юриста.

    Специалисты обычно назначают индивидуальные цены, поэтому предугадать что-то довольно трудно. К счастью, рынок услуг разнообразен и велик, можно выбрать фирмы с демократичными расценками.

    Однако, общая стоимость смены существующего назначения будет довольно приличной. Поэтому стоит заранее прикинуть, имеются ли у собственника довольно серьезные для проведения такой процедуры основания.

    Госпошлина требуется для регистрации, она составит 350 рублей (если заявитель физлицо).

    Случаи, когда могут отказать

    Бывает, что, вместо положительного решения, администрация высылает отказное уведомление. Почему? Основные причины:

    • недостаточная аргументация;
    • нет требуемых документов (или не все собраны);
    • не хватает письменных согласований;
    • имеется запрет согласно федеральным или же региональным законам;
    • земли уникальные, менять специфику их использования нельзя;
    • неправильно или неграмотно заполнены бланки;
    • негативный вывод проведенной экологической экспертизы;
    • надел переводят в общий лесной фонд.

    Важно: причина отказа будет подробно описана в присланном уведомлении. Бывает, что она исправима, и гражданин может повторно обратиться, как только учтет замечания. Он вправе оспорить отказ, если считает его незаконным, в судебном порядке.

    Другие важные нюансы

    Можно ли менять целевое применение своего ЗУ не полностью? Да. Например, территория приличная, и хозяин планирует использовать ее по-разному. Он может менять назначение:

    Причем площадь и расположение доли нужно указывать в своем заявлении подробно. Тогда надел будет поделен на несколько конкретных секторов. Делается землеотвод, и, закончив процедуру смены, собственник сможет начать планируемую деятельность. Например, изначально он думал одну часть приобретенной земли использовать на строительство, оставшуюся часть на нечто другое.

    Иногда природные катаклизмы или форс-мажорные обстоятельства насильно меняют первоначальные характеристики участка. Как пожар, наводнение или сход селя. Тогда территории, бывшие ранее плодородными лугами, могут стать выжженной неблагоприятной пустыней или залитым водой болотом. Допустима смена существующей категории. Конечно, масштаб происшествия оценит приглашенный специалист, его отчет потом изучат представители администрации.

    Можно сдавать после окончания процедуры надел кому-нибудь в аренду? Да, главное, чтобы арендатор использовал его согласно указанным в Росреестре характеристикам участка.

    Какие ФЗ регламентируют решения об изменении одного ВРИ с/х угодья в составе земель с/х назначения, на другой ВРИ

    Какие ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ регламентируют решения об изменении одного ВРИ ЗУ, расположенного на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется (сельхозугодья в составе земель сх назначения), на другой ВРИ в пределах одной категории (сх назначение).

    Моя конкретная ситуация, нужно перевести планируемый к покупке участок (420уч 4Га на схеме) — сельхозку(с/х производство), расположенную на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется (СХУ на схеме ПЗЗ) в «ведение садоводства» (чтобы можно было строить дома с последующим делением участка на мелкие участки в соответствии с подготовленным архитектурным проектом). т.к. град регламент не распространяется на данный участок (нет возможных ВРИ на данные земли), то данный перевод должен регламентироваться ФЗ. Какими?

    p.s. к участку подходит новый ЛЭП, грунтовая дорога в хорошем технолог состоянии, близость от поселка 500 м. участок засыпан небольшим слоем гравия-частичная потеря плодородных качеств, также настоящий владелец использует данный ЗУ не по прямому назначению в течении 3 лет (как разгоночная полоса для туристических самолетов). С севера и юга расположены земли под садоводство и дачное строительство, но не используются в данных целях (заросшее травой поле без строений).

    p.s В настоящий момент председатель архитектуры района отказывается содействовать данному переводу

    Ответы юристов ( 2 )

    • 10,0 рейтинг
    • 9533 отзыва эксперт

    Моя конкретная ситуация, нужно перевести планируемый к покупке участок (420уч 4Га на схеме) — сельхозку(с/х производство), расположенную на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется (СХУ на схеме ПЗЗ) в «ведение садоводства» (чтобы можно было строить дома с последующим делением участка на мелкие участки в соответствии с подготовленным архитектурным проектом). т.к. град регламент не распространяется на данный участок (нет возможных ВРИ на данные земли), то данный перевод должен регламентироваться ФЗ. Какими?

    Здравствуйте. У Вас не смена ВРИ, а смена категорий земель.

    Согласно разъяснениям Верховного суда РФ

    Утвержден
    Президиумом Верховного Суда
    Российской Федерации
    4 июня 2014 года

    ОБЗОР
    СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    ЗА ЧЕТВЕРТЫЙ КВАРТАЛ 2013 ГОДА

    в ответ на вопрос:

    Вопрос 5. Допускается ли использование земель сельскохозяйственного назначения для индивидуального жилищного строительства? Возможно ли изменение вида разрешённого использования земельного участка сельскохозяйственного назначения (например, «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства», «для ведения личного подсобного хозяйства» и т.п.) на вид разрешённого использования «для ведения дачного хозяйства» («для дачного строительства»)?

    Верховный суд дал развернутый ответ, часть которого связана на мой взгляд с Вашим вопросом:

    Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (п. 6 ст. 1, п. 3 ч. 2 и ч. 6 ст. 30, чч. 1, 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37). Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены.

    Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
    Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешённого использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закреплённого подп. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

    Поэтому предположу, что именно Ваш вариант использования земель СХУ невозможен. При этом Вы можете возводить капитальные строения, необходимые для сельхозпроизводства. Что скорее всего Вам не слишком интересно.

    Читать еще:  Vladus blog - Просмотр записи: Что делать после приобретения оружия
    Ссылка на основную публикацию