Утверждение частной собственности на землю год

По­яс­не­ние. 1) утвер­жде­ние част­ной соб­ствен­но­сти на землю — Не­вер­но, част­ная соб­ствен­ность не была вве­де­на

По­яс­не­ние.

По­яс­не­ние.

По­яс­не­ние.

1) утвер­жде­ние част­ной соб­ствен­но­сти на землю — Не­вер­но, част­ная соб­ствен­ность не была вве­де­на.

2) вве­де­ние хоз­рас­че­та на го­су­дар­ствен­ных пред­при­я­ти­ях

3) де­на­ци­о­на­ли­за­ция тяжёлой про­мыш­лен­но­сти — Не­вер­но, тя­же­лая про­мыш­лен­ность оста­лась в руках го­су­дар­ства.

4) по­яв­ле­ние кре­дит­но-бан­ков­ской си­сте­мы и бирж

5) от­ме­на го­су­дар­ствен­ной мо­но­по­лии внеш­ней тор­гов­ли — Не­вер­но, го­су­дар­ство со­хра­ни­ло мо­но­по­лию внеш­ней тор­гов­ли.

6) вве­де­ние кон­цес­сий

Ме­ро­при­я­тия, ука­зан­ные под циф­ра­ми 2. 4. 6. преду­смат­ри­ва­лись новой эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­кой.

24. B 3 № 4517. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между фа­ми­ли­я­ми во­е­на­чаль­ни­ков и их де­я­тель­но­стью в пе­ри­од Граж­дан­ской войны: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию вто­ро­го столб­ца. За­пи­ши­те в таб­ли­цу вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

ВО­Е­НА­ЧАЛЬ­НИК ДЕ­Я­ТЕЛЬ­НОСТЬ
A) А. А. Бру­си­лов Б) С. М. Бу­ден­ный B) А. Н. Ку­ро­пат­кин Г) Г.К.Жуков 1) ко­ман­дир Пер­вой Кон­ной армии в годы Граж­дан­ской войны 2) пер­вый за­ме­сти­тель Вер­хов­но­го глав­но­ко­ман­ду­ю­ще­го в годы Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны 3) ко­ман­ду­ю­щий рус­ски­ми вой­ска­ми в рус­ско-япон­ской войне 1904-1905гг. 4) ко­ман­ду­ю­щий Юго-За­пад­ным фрон­том в 1916 г. в пе­ри­од Пер­вой ми­ро­вой войны 5) на­чаль­ник Ге­не­раль­но­го штаба с 1942 г., ко­ман­ду­ю­щий со­вет­ски­ми вой­ска­ми на Даль­нем Во­сто­ке в 1945 г.

A) А. А. Бру­си­лов -4) ко­ман­ду­ю­щий Юго-За­пад­ным фрон­том в 1916 г. в пе­ри­од Пер­вой ми­ро­вой войны

Б) С. М. Бу­ден­ный -1) ко­ман­дир Пер­вой Кон­ной армии в годы Граж­дан­ской войны

В) А. Н. Ку­ро­пат­кин — 3) ко­ман­ду­ю­щий рус­ски­ми вой­ска­ми в рус­ско-япон­ской войне 1904-1905гг.

Г) Г.К.Жуков -2) пер­вый за­ме­сти­тель Вер­хов­но­го глав­но­ко­ман­ду­ю­ще­го в годы Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны

Пра­виль­ный ответ: 4132

25. B 4 № 3318. Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем од­но­го, от­но­сят­ся к со­бы­ти­ям, яв­ле­ни­ям XIX в.

1) кор­пус жан­дар­мов,

2) кре­пост­ное право,

6) суд при­сяж­ных.

Най­ди­те и за­пи­ши­те по­ряд­ко­вый номер тер­ми­на, от­но­ся­ще­го­ся к дру­го­му ис­то­ри­че­ско­му пе­ри­о­ду.

Воз­ник­но­ве­ние тер­ми­на «зу­ба­тов­щи­на» свя­за­но с на­ча­лом XX в., когда по ини­ци­а­ти­ве под­пол­ков­ни­ка по­ли­ции Зу­ба­то­ва была со­зда­на сеть ра­бо­чих ор­га­ни­за­ций, под­кон­троль­ных по­ли­ции.

Пра­виль­ный ответ: 5

26. B 5 № 1229. Го­су­дар­ствен­ная про­грам­ма, по ко­то­рой Со­еди­нен­ные Штаты Аме­ри­ки пе­ре­да­ва­ли своим со­юз­ни­кам во Вто­рой Ми­ро­вой войне, в том числе СССР, бо­е­при­па­сы, тех­ни­ку, про­до­воль­ствие и стра­те­ги­че­ское сырьё, на­зы­ва­ет­ся __________.

Ленд-лиз — до­го­вор о займе-арен­де, при­ня­тый Кон­грес­сом США, для предо­став­ле­ния по­мо­щи стра­нам, обо­ро­на ко­то­рых важна для на­ци­о­наль­ной без­опас­но­сти США.

27. B 6 № 3891. За­пол­ни­те пу­стые ячей­ки таб­ли­цы, ис­поль­зуя пред­став­лен­ные в при­ведённом ниже спис­ке дан­ные. Для каж­дой ячей­ки, обо­зна­чен­ной бук­ва­ми, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го эле­мен­та.

Рес­пуб­ли­ка СССР Год об­ра­зо­ва­ния в со­ста­ве СССР Сто­ли­ца рес­пуб­ли­ки
(А) 1922 г. г. Харь­ков
Та­джик­ская ССР 1929г. (Б)
Бе­ло­рус­ская ССР (В) (Г)
Ли­тов­ская ССР (Д) (Е)

4) Укра­ин­ская ССР

9) Мол­дав­ская ССР

За­пи­ши­те в таб­ли­цу вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

Дата добавления: 2014-11-25 ; Просмотров: 603 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Право собственности на землю

В статье рассматриваются основания возникновения права собственности на землю, субъекты и объекты права на землю, виды и формы земельной собственности

Понятие «право собственности на землю»

Под «правом собственности на землю» понимается право, включающее в себя три правомочия – владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами (п. 2 ст. 36 Конституции РФ). Нормативное регулирование правоотношений в области земельного права осуществляется гражданским и земельным законодательством. В частности, Гражданский кодекс РФ (ч. 1) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (далее – ГК РФ) определяет основания возникновения и прекращения прав на участок земли, как на любое другое имущество. Комплекс норм земельного права устанавливает особенности возникновения и прекращения таких прав, а также процедуру их оформления. Источниками земельного права являются: Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (далее – ЗК РФ), ряд федеральных законов; вопросам права собственности на землю посвящена гл. III ЗК РФ «Собственность на землю»; вопросы возникновения прав на землю рассматриваются в гл. V ЗК РФ «Возникновение прав на землю».

В гл. XVII ГК РФ «Право собственности и другие вещные права на землю» рассмотрены основания возникновения вещных прав. Среди вещных прав, объектами которых могут выступать участки земли, выделяются:

— Право собственности (частная, государственная, муниципальная) на земельный участок возникает либо ввиду приобретения права у другого собственника (сделки отчуждения, мены, дарения и т.д.), либо с помощью формирования нового участка и последующего оформления его в собственность;

— Права пользования (аренда, бессрочное пользование, оперативное управление и т.д.);

— Право бессрочного пользования землей, находящейся в федеральной или муниципальной собственности, предоставляется отдельным категориям юридических лиц (публичным органам власти; бюджетным, казенным и автономным учреждениям всех уровней); казенным предприятиям. Возникает в связи с решением уполномоченного органа власти. Право бессрочного пользования, ранее оформленное на физических лиц, сохраняет действие, однако такое право не может быть предоставлено гражданам;

— Право пожизненного наследуемого владения в настоящее время в РФ не предоставляется, однако существующие права сохраняются;
Право ограниченного пользования (сервитут) возникает из условий сделки, нормативного акта публичного органа власти, либо связано с особым правовым статусом земельного участка;

— Иные права пользования (аренда и т.д.). Возникают из совершения юридически значимых действий (заключение договора, издание нормативного акта органа власти).

Основания возникновения права собственности на землю

Согласно ст. 25 ЗК РФ ЗК РФ права собственности на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и подлежат регистрации в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 г. №122-ФЗ.

— в частную собственность (ст. 17, 18 ГК РФ):

  • на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении земельного участка (ст. 218 ГК РФ);
  • в порядке наследования, а также в результате правопреемства при реорганизации юридического лица (п. 2 ст. 218 ГК РФ);
  • в порядке приватизации земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ст. 217 ГК РФ);
  • по иным основаниям (п. 3 ст. 218 ГК РФ), например, в силу приобретательной давности.

— в государственную собственность (ст. 17, 18 ЗК РФ):

  • по федеральным законам;
  • процедура разграничения государственной собственности на землю;
  • гражданско-правовые основания;
  • безвозмездная передача из федеральной собственности (для собственности субъектов РФ).

— в муниципальную собственность (ст. 19 ЗК РФ):

  • по федеральным законам и принятым в соответствии с ними законам субъектов РФ;
  • процедура разграничения государственной собственности на землю;
  • гражданско-правовые основания;
  • безвозмездная передача в муниципальную собственность из федеральной собственности.

Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах. Право частной собственности удостоверяется свидетельством о государственной регистрации права частной собственности и возникает с момента регистрации.

Объекты и субъекты права собственности на землю

Объектом права собственности на землю является земельный участок, понятие которого закреплено в п. 3 ст. 6 ЗК РФ: это недвижимая вещь, представляющая собой часть земной поверхности и имеющая характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Содержание права собственности, которое распространяется на любые объекты гражданских прав, в том числе земельные участки, установлено гражданским законодательством. Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Владение земельным участком представляет собой обладание им как своим, например, для юридического лица – это возможность числить его на своем балансе.

Пользование землей – это возможность извлекать ее полезные свойства: размещать на ней постройки и сооружения, выращивать сельскохозяйственную продукцию и т.д.

Правомочие распоряжения состоит в возможности для собственника определять юридическую судьбу земельного участка. Он вправе отчуждать земельный участок в собственность другим лицам (дарить, продавать, обменивать, завещать, передавать в качестве взноса в уставный капитал коммерческих организаций и т.д.), передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения участком, отдавать его в залог и т.д.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. При этом владение, пользование и распоряжение землей и иными природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Согласно земельному законодательству, земля должна использоваться в соответствии с ее целевым назначением (определяемым принадлежностью к той или иной категории земель) и разрешенным видом использованием. Собственник земельного участка должен осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов, не допускать загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв на землях соответствующих категорий, выполнять иные обязанности, предусмотренные ЗК РФ и иными федеральными законами.

Читать еще:  Как перевести участок из СНТ в ИЖС: в каких случаях можно переоформить землю, а также порядок и стоимость процедуры для садовых наделов

Участниками земельных отношений (субъектами права собственности на землю) в соответствии со ст. 5 ЗК РФ являются: граждане, юридические лица, РФ, субъекты РФ, муниципальные образования. Пункт 2 указанной статьи определяет, что права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с Кодексом и федеральными законами. Закон предусмотрено также ограничение в отдельных случаях правомочий собственника по распоряжению земельным участком. Так, ст. 37 ЗК РФ предусматривает особые требования к процедуре заключения договоров купли-продажи земельных участков.

Право собственности на землю защищается законом. Собственник вправе истребовать свой земельный участок из чужого незаконного владения в соответствии со ст. 301 и 303 ГК РФ, а также требовать устранения любых нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (ст. 304 ГК РФ).

Основания и порядок возникновения права собственности на земельные участки определены в соответствующих статьях гл. V-V.6 ЗК РФ, а основания и порядок прекращения права собственности на земельные участки, также как предусмотренные ограничения права собственности, – в гл. VII ЗК РФ.

Виды и формы земельной собственности

В Конституции РФ закреплено, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9). Соответственно, субъектами права собственности на земельные участки являются: РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, граждане и юридические лица. При этом в ст. 36 специально подчеркнуто, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю, а в ст.35 – что право частной собственности охраняется законом. Согласно гражданскому законодательству права всех собственников защищаются равным образом (п. 4 ст. 212 ГК РФ). В соответствии с п. 2 ст. 9 Конституции РФ и ст. 209-217 ГК РФ в РФ устанавливаются частная собственность на землю граждан и юридических лиц, государственная (федеральная и субъектов РФ), му­ниципальная и иные формы собственности. Граждане могут иметь зе­мельные участки на праве не только индивидуальной, но и общей доле­вой (с определенной долей каждого собственника) и общей совместной (без определения долей каждого) собственности. Право собственности на землю реализуется через формы и виды собственности на земельные участки, составляющие земельный фонд России. В соответствии с гражданским законодательством права всех собственников защищаются равным образом (п. 4 ст. 212 ГК РФ).

Формы земельной собственности:

  • частная собственность: право частной собственности граждан и юридических лиц на земель­ные участки возникает в следующих случаях: при приватизации го­сударственных и муниципальных земель; наследовании; дарении; купле-продаже; обмене или сделках с землей; в результате внесения в качестве взноса в уставной (паевой) капитал юридического лица;
  • государственная собственность: это право собственности РФ и ее субъектов на землю. К государственной собственности относятся земли, не находящиеся в частной собственности граждан и юридических лиц, а также в муни­ципальной собственности (ст. 214 ГК РФ). От имени РФ и ее субъектов права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции (ч. 1 ст. 125 ГК РФ);
  • муниципальная собственность реализуется властью органов местного самоуправления в интересах населения того или иного му­ниципального образования.

Что касается иных форм собственности на землю, о которых упоминается в ст. 9 Конституции РФ, то таковых законодательством в настоящее время не предусмотрено.

Общая собственность по гражданскому праву представляет собой собственность на имущество двух или нескольких лиц является, таким образом, разновидностью частной собственности. Согласно ст. 244 ГК РФ имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность). Так, совместная собственность на имущество, в том числе и земельные участки, бывает у супругов; общая долевая собственность на земельный участок – у собственников жилого дома, который расположен на этом участке.

В соответствии со ст. 213 ГК РФ в собственности граждан и юридических лиц может находится любое имущество, за исключением отдельных видов имущества (которое в соответствии с законом не может им принадлежать). ЗК РФ в ст. 27 установил перечень земель, изъятых из оборота, которые не могут находиться в частной собственности, и земель, ограниченных в обороте, которые не подлежат передаче в частную собственность, кроме случаев, установленных федеральным законом. В некоторых статьях ЗК РФ установлен запрет на приватизацию отдельных видов земельных участков (такой запрет означает недопустимость передачи их из государственной или муниципальной собственности в частную, но если земельные участки уже находятся в частной собственности, например, право собственности возникло до введения соответствующей нормы, то они могут в ней оставаться) – это, например, земельные участки общего пользования на землях населенных пунктов (п. 12 ст. 85 ЗК РФ), земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков (п. 6 ст. 95 ЗК РФ).

Кроме того, ФЗ «Об обороте сельскохозяйственного назначения» от 24 июня 2002 г. №101-ФЗ установил запрет на приобретение в собственность земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения иностранными гражданами, лицами без гражданства, а также юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более 50%. Указанные лица могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды. Но поскольку действие данного ФЗ не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, быть собственниками таких земельных участков иностранцы имеют право.

Утверждение частной собственности на землю год

Какие три из перечисленных положений относятся к новой экономической политике (1921–1929 гг.)? Запишите в ответ соответствующие цифры.

1) утверждение частной собственности на землю

2) введение хозрасчета на государственных предприятиях

3) денационализация тяжёлой промышленности

4) появление кредитно-банковской системы и бирж

5) отмена государственной монополии внешней торговли

6) введение концессий

Новая экономическая политика — вариант смешанной экономики.

1) утверждение частной собственности на землю — НЕТ, неверно.

2) введение хозрасчета на государственных предприятиях — ДА, верно.

3) денационализация тяжёлой промышленности — НЕТ, неверно.

4) появление кредитно-банковской системы и бирж — ДА, верно.

5) отмена государственной монополии внешней торговли — НЕТ, неверно.

6) введение концессий — ДА, верно.

Пункт ответа № 2 никак не приемлем в качестве правильного. Хозрасчет на государственных предприятиях был введен лишь в 1965 году. В 1923 году на государственных предприятиях был введен коммерческий расчет.

Так что правильный вариант, на мой взгляд, здесь только 4 и 6.

Согласны. Однако понятие «хозяйственный расчет» употребляется наряду с понятием «коммерческий расчет».

Какие три из названных мер были осуществлены в ходе перестройки? Соответствующие цифры и запишите их в ответ.

1) созыв Съезда народных депутатов

2) введение госприёмки

3) ликвидация центральных отраслевых министерств и их замена совнархозами

4) либерализация цен

5) принятие закона об индивидуальной трудовой деятельности

6) ликвидация КГБ

Период перестройки (1985−1991 гг.).

1) созыв Съезда народных депутатов — ДА, верно (1989 г.).

2) введение госприёмки — ДА, верно (май 1986 г.).

3) ликвидация центральных отраслевых министерств и их замена совнархозами — НЕТ, неверно (1957 г.).

4) либерализация цен — НЕТ, неверно, период 90-х годов современной России.

5) принятие закона об индивидуальной трудовой деятельности — ДА, верно (ноябрь 1986 г.).

6) ликвидация КГБ — НЕТ, неверно, период 90-х годов современной России.

Либерализация цен относится к периоду Экономических реформ М.С. Горбачева (1985-1991). Следовательно к периоду «перестройки». Ссылаемся на учебник Данилова и Косулиной, и учебную программу к нему.

Советую прочитать учебник Данилова и Косулиной более внимательно. Либерализация цен осуществлялась правительством Гайдара, началась 1 января 1992 года, а это согласитесь, не относится к периоду перестройки.

Какие три предложения по реформированию экономики СССР из перечисленных ниже содержались в программе «500 дней»? Соответствующие цифры запишите в ответ.

1) усиление и развитие планирования экономических показателей

Читать еще:  Две трудовые книжки: ответственность

2) проведение «политики ускорения»

3) приватизация государственной собственности

4) децентрализация управления экономикой

5) полный отказ от внешних заимствований, опора на собственные силы

6) создание благоприятных условий для развития частного предпринимательства

Программа «500 дней» — программа быстрого перехода к рынку.

1) усиление и развитие планирования экономических показателей — НЕТ, неверно, не имеет отношения к рыночной модели экономики.

2) проведение «политики ускорения» — НЕТ, неверно, не имеет отношения к рыночной модели экономики.

3) приватизация государственной собственности — ДА, верно.

4) децентрализация управления экономикой — ДА, верно.

5) полный отказ от внешних заимствований, опора на собственные силы — НЕТ, неверно, не имеет отношения к рыночной модели экономики.

6) создание благоприятных условий для развития частного предпринимательства — ДА, верно.

Право собственности на землю: плюсы и минусы индивидуального владения

Согласно Конституции РФ земля является собственностью всех граждан. А значит каждый желающий может стать её владельцем.

О тонкостях таких отношений, плюсах и минусах частного распоряжения расскажут специалисты.

  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург

Что это такое. Виды частной собственности на землю

Право частного владения землёй — это такой вид собственности, при которой владение, распоряжение ею принадлежит физическому лицу или компании.

Предметом отношений в этом случае будет участок в установленных законом границах, который был получен при соблюдении определённой процедуры. При этом распоряжаться можно не только почвой, но и всеми водоёмами, лесом, которые расположены на территории надела. Если, конечно, это не запрещено законодательно.

Владеть земельным участком на праве частной собственности могут:

  • граждане РФ;
  • организации всех форм собственности;
  • иностранцы;
  • лица без гражданства;
  • компании, зарегистрированные за рубежом.

Существуют такие виды частного владения земельным участком:

  • индивидуальное владение как простых граждан, так и различных организаций;
  • совместное обладание, когда части каждого хозяина не определяются;
  • общая долевая собственность.

Объединяться для совместного владения участком могут как обычные люди, так и несколько компаний.

Законодательство

Право на владение земельным участком регулируется такими законодательными документами:

  • Конституция РФ;
  • Земельный Кодекс;
  • различные Федеральные Законы.

Учитывать надо и распоряжения местных органов власти.

Какие участки могут быть в частной собственности?

В индивидуальном владении у граждан и компаний могут быть следующие участки:

  • признанные такими федеральными законами;
  • право собственности возникло во время разграничения государственных владений на землю;
  • участок был приобретён одним из способов, указанных в Гражданском Кодексе;
  • надел был отдан в безвозмездное использование федеральными органами.

Под последнюю категорию подпадают:

  • заповедники и национальные парки;
  • земли, на которых размещены здания, отданные под нужды армии;
  • участки, на которых располагаются строения военных судов;
  • земли, где есть сооружения федеральной службы безопасности;
  • те, на которых размещены органы государственной безопасности;
  • отданные для атомной электростанции, под хранение радиоактивных веществ, ядерного материала;
  • объекты, на которых созданы закрытые административные образования;
  • участки, где размещены тюрьмы;
  • на которых располагаются воинские и гражданские кладбища;
  • места, где находятся сооружения для коммуникации.

Есть ещё и земли, оборот которых ограничен:

  • особо охраняемые участки;
  • земли лесного фонда;
  • если в пределах надела имеются водные объекты, которые принадлежат государству;
  • связанные с культурным наследием;
  • отданные для органов обороны, таможни;
  • на территории которых размещены сооружения для строительства или ремонта транспорта;
  • занятые космической инфраструктурой или гидротехникой;
  • там, где производят ядовитые или наркотические вещества;
  • загрязнённые территории;
  • земли, оставленные для нужд муниципалитета или федеральных властей;
  • близко расположенные территории от воды, используемой для питья или хозяйственных нужд.

Такие участки не могут быть куплены или подарены частному лицу или организации.

Кто в России может иметь право частной собственности на землю?

Право частной собственности на земельный участок может предоставляться правоспособным гражданам и юридическим лицам.

Земельный Кодекс определяет права иностранцев, лиц без гражданства, юридических иностранных компаний на приобретение земли. Так, есть некоторые ограничения:

  • эта категория лиц может только арендовать землю под ведение сельского хозяйства, если их доля в уставном капитале больше 50%;
  • иностранцы, лица без гражданства, компании не могут иметь право собственности на земли, которые расположены на приграничных территориях;
  • получить участок в закрытой административной организации могут только граждане РФ, которые там живут или те компании, что зарегистрированы в таком месте. Все другие лица приватизировать земли могут только по решению местных властей и согласованию с федеральными органами;
  • граждане РФ, иностранные компании, которые владеют зданиями, расположенными на частной территории имеют преимущественное право на аренду или покупку их.

Основания и процедура отчуждения земельного участка, находящегося в частной собственности

Право владения земельным участком может прекращаться в таких случаях:

  • при передаче земельного участка другим лицам;
  • если собственник сам отказывается от права владения;
  • взыскание участка за долги собственника;
  • земля использовалась не по назначению;
  • при эксплуатации участка с нарушением законодательства;
  • временное изъятие земли на время стихийных бедствий, эпидемий с целью защиты интересов граждан;
  • отнятие участка в интересах государства или муниципалитета;
  • национализация земель;
  • конфискация;
  • отчуждение участка, если по закону он не может принадлежать этому человеку.

В том случае, когда собственник добровольно отказывается от земли, он должен оформить соответствующие документы у нотариуса. А также владелец имеет право подарить, продать, завещать своё имущество.

При временном изъятии участка его владельцу выдают соответствующий документ и выплачивают размер возможного убытка, а когда заканчиваются обстоятельства, на основании которых землю забрали, собственник может получить её обратно.

Когда участок забирают в интересах государства или муниципалитета, то владельца за год до события письменно уведомляют о нём, выплачивают стоимость участка или предоставляют равноценный в другом месте.

Если земля забирается за долги, то нужно получить соответствующее решение суда, произвести опись и оценку участка. Потом он продаётся на аукционе, гасятся долговые обязательства, а разница отдаётся владельцу.

Земельный участок могут забрать, если его использовали не по назначению или с нарушениями законодательства. В этом случае, владельца должны письменно уведомить о таком решении. Если он с ним согласен, то землю продают с торгов. В другом случае обращаться надо в суд.

При отчуждении участка, если он не может принадлежать этому человеку, то такое решение принимает суд.

Национализация может осуществляться двумя путями: как безвозмездное изъятие или полный, либо частичный выкуп.

Порядок наследования земельных участков регулируется Земельным и Гражданским Кодексом.

Кадастровый план территории можно заказать различными способами. Подробно об этом мы рассказали здесь.

Как узнать, проводилось ли межевание участка? Вся информация в нашей статье.

Что такое личная собственность на землю и чем она отличается от частной

Частная собственность на землю предполагает не только владение, но и возможность свободного распоряжения ею. То есть в этом случае участок можно продать, сдать в аренду, использовать.

Плюсы и минусы частной собственности на землю

Несомненными преимуществами частной собственности на землю являются:

  • развитие экономического рынка;
  • возрастание товарооборота;
  • привлечение иностранных инвестиций;
  • поощрение разумного использования участка;
  • заставит граждан увеличивать своё состояние;
  • эффективное распределение ресурсов, их развитие.

Среди недостатков можно назвать только неравномерное распределение экономических благ, возможные конфликты в обществе, денежные расходы.

Частная собственность на землю позволяет обычному гражданину или целой организации владеть и самостоятельно распоряжаться ею. Однако существуют определённые ограничения на обладание, а также основания для отчуждение участка. Несомненно, такая форма владения имеет ряд преимуществ, в числе которых экономическое развитие как личное, так и государства в целом.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

Формы собственности на землю

Формы собственности на землю закреплены Конституцией РФ и федеральным законодательством. Их разграничение проводится по назначению земель, субъектному составу и основаниям перехода из одной формы собственности в другую.

Права и обязанности землепользователей также отличаются в зависимости от того, к какой форме собственности относится тот или иной участок.

Формы собственности на участки

Формы собственности на земли в России различаются по субъектному составу.

  1. Государственная – принадлежит исключительно России или федеральным субъектам.
  2. Муниципальная – находится в собственности административно-территориальных единиц. Она находится в ведении органов местного самоуправления и ограничивается пределами посёлка, города, района. Эта земля должна использоваться строго по назначению, основной задачей является удовлетворение социально-культурных и коммунально-бытовых нужд населения административного пункта.
  3. Частная – принадлежит гражданам и коллективным субъектам. Земля переходит к ним на различных основаниях. Юридические и физические лица имеют право владения, использования и распоряжения своим наделом. Так как земля – особо ценный ресурс, все пользователи должны нести определённый круг обязанностей друг перед другом и перед государством.
Читать еще:  Как проверить агентство недвижимости или риелтора на чистоту

Формы и виды собственности на землю часто отождествляют. Но также встречается мнение у теоретиков о выделении видов собственности в рамках вышеуказанных форм.

Так, государственная форма собственности включает землю федеральную и ту, которая принадлежит субъектам РФ.

Такая форма собственности земельного участка, как частная, делится на индивидуальную и общую.

Формы и виды собственности на земельные участки выделены на законодательном уровне на основании субъектного состава. Каждый из них имеет особенности. Отличаются также правила перехода во владение, целевое назначение участков, права и обязанности собственников.

Частная собственность на землю

Особенностью частной собственности на землю является её целевое назначение.

Надел предоставляется в собственность для следующих целей:

  • ведение хозяйства;
  • строительство и обслуживание дома и хозяйственных построек;
  • садоводство;
  • дачное или гаражное строительство;
  • осуществление хозяйственной деятельности.

У индивидуальных и коллективных субъектов возникают следующие правомочности относительно собственности на земельный участок.

  1. Право на владение землёй означает её правовой статус, как принадлежащей лицу на законных основаниях вследствие регистрации в Росреестре недвижимости. Владение распространяется на верхний плодородный шар, на природные объекты, которые находятся на участке и на пространство под и над участком, необходимое для её освоения.
  2. Право на пользование участком — это право удовлетворять свои потребности с помощью земельного участка, получать с него урожай и использовать по целевому назначению.
  3. Распоряжение подразумевает под собой возможность определения дальнейшей юридической или фактической судьбы земельного надела.

Земля может находиться в собственности у физических, юридических лиц, а также в общем владении.

Круг юридических лиц достаточно широкий: от хозяйственных обществ до религиозных организаций. Все они должны иметь землю на балансе и должны быть зарегистрированы в Реестре недвижимости.

В случае, когда физическое или юридическое лицо не зарегистрировано в Росреестре, оно имеет право пользоваться земельным наделом на следующих основаниях.

  1. Безвозмездное пользование — этот вид пользования появился в 2015 году. Граждане и юридические лица имеют право реализовывать свое право на землю, заключив договор с её собственником.
  2. Аренда – требует также договора с собственником.

Общая собственность на земельные участки означает коллективное целевое их использование по назначению, не ущемляя интересы и права друг друга. Доходы и расходы на поддержание участка в надлежащем виде, пригодном к использованию, равномерно распределяются между собственниками поровну или зависимо от их доли в собственности.

Общая собственность подразделена на следующие группы.

  1. С выделением доли каждому из совладельцев — при определении части имущества каждого владельца. Каждый собственник несёт ответственность, платит налог и имеет право на урожай только в пределах своей доли.
  2. Без выделения долей — проявляется в совместном землепользовании. Она актуальна, когда невозможно определить долю каждого владельца по решению судебного органа или на условиях договора. Это земли супругов, крестьянские хозяйства, добровольные объединения индивидуальных собственников и т. д.

Право частной собственности на землю возникает вследствие проведения законных сделок, а также в результате решений органов власти. Основным условием является регистрация прав на землю в Реестре недвижимости, так как без неё распоряжение участком невозможно.

Муниципальная форма собственности

Муниципальная форма собственности возникает, когда земля переходит административным единицам в следствие следующих юридических фактов:

  • специальное отнесение земель к муниципальным, что отображено в нормативном акте государства;
  • передача земли из государственной собственности;
  • судебные акты о разграничении участков;
  • приобретение земель на основании сделок у различных субъектов.

Земельный кодекс относит этот вид собственности к государственной, но его принято отграничивать в силу различия субъектов управления. От имени административной единицы участком распоряжается орган местного самоуправления. В его полномочия входят резервирование участков, их изъятие из частной собственности для нужд города или другого поселения, установление правил пользования участками, утверждение условий застройки, разработка и воплощение в жизнь местных программ землепользования, принятие охранных и защитных мер в отношении земель.

К землям, которые находятся в собственности муниципалитета относятся:

  • участки под муниципальными зданиями и постройками;
  • наделы, переданные с федеральной собственности органам самоуправления (допустим, земля в собственности субъекта РФ города Москвы может быть передана местными актами в муниципальную собственность);
  • земли казённых предприятий, созданных муниципалитетом;
  • земли, находящиеся в пределах управления местного органа, от которых собственник отказался (кроме Москвы, Севастополя и Санкт-Петербурга)
  • иные участки в соответствии с федеральным законодательством.

Земля от государства в право собственности муниципалитета может также переходить по заявлению о безвозмездной передаче в таких случаях:

  • утверждён генеральный план и приняты условия землепользования Градостроительным кодексом, когда участок находится на территории соответственного поселения или округа;
  • земли находятся в пространстве между поселениями, относительно которых предоставлена схема муниципального устройства.

Государственные земли

В государственную собственность входят земли, которые не принадлежат ни гражданам, ни их объединениям, ни юридическим лицам, ни муниципалитетам.

Субъектами собственности являются федерация и субъекты РФ (края, республики и т. д.). От их имени действуют органы государственной власти. Законодательными актами может быть предусмотрено, что осуществление полномочий землепользователя будут осуществлять отдельные муниципалитеты, граждане или организации.

Государство выступает в качестве не только собственника земли, оно ещё и устанавливает нормы в сфере земельных отношений и осуществляет контроль над выполнением функций, возложенные на всех землепользователей. Это означает, что нарушение установленных правил поведения от имени государства будет подлежать наказанию, зачастую, в виде административного штрафа.

К федеральным землям относятся:

  • земля, на которой возведены сооружения и постройки РФ;
  • земельные наделы, предоставленные казённым и некоммерческим организациям, органам госвласти, переданные государством;
  • участки, которые принадлежат на праве пользования научным академиям;
  • земли, которые находятся в ведении госкомпании Росавтодор;
  • иные участки.

Ни при каких обстоятельствах не подлежат передаче в иную собственность следующие категории земель:

  • с расположенными на них объектами недвижимости, построенными по указанию государства;
  • природные участки под особой охраной государственного значения;
  • леса и территории в пределах особых экономических зон;
  • земли, находящиеся в резерве для госнужд;
  • территории, на которых размещены здания федерального значения или планируется их возведение;
  • находящиеся в ведении государственных органов;
  • земли, предназначенные для субъектов природных монополий;
  • земли с железнодорожными объектами;
  • сельскохозяйственные земли, предоставленные для деятельности госучреждений.

К землям федеральных субъектов принадлежат:

  • земли, на которых построены сооружения субъектов РФ;
  • земельные наделы, предоставленные органам и организациям субъектами федерации;
  • сельскохозяйственные земли под дорогами и другими средствами связи, лесными и водными объектами, кроме тех, которые находятся в муниципальной и частной собственности;
  • иные наделы.

К государственным можно отнести землю, не принадлежащую к частной или муниципальной собственности. Законом установлены случаи передачи земли другим владельцам, но есть категории земель, которые принадлежат федерации и другим субъектам не переходят ни при каких обстоятельствах.

Перераспределение участков

Между органами госвласти и местного самоуправления возможно перераспределение земель в определённых случаях.

  1. Все перераспределяемые земли не пребывают в частном пользовании или собственности, не находятся в ведении органов власти, права третьих лиц на них не распространены (кроме сервитута). Органы, между которыми распределяются земли, заключают соглашение, исключением является ситуация, когда участок находится в ведении одного органа – он может тогда единолично принять решение.
  2. Часть земель, подпадающих под распределение, принадлежит государству или муниципалитету, а остальные земли не принадлежат никому и не обременены.
  3. Перераспределяет земли один орган, в ведении которого находятся все эти земли.

Основаниями являются соглашение между субъектами, единоличное решение, проект межевания. Все границы территорий должны быть уточнены и утверждены.

Случаи, когда может происходить перераспределение участков, принадлежащих федерации, муниципалитету и находящихся в частной собственности:

  • приведение границ наделов в соответствие с проектами межевания;
  • перераспределение наделов с целью выравнивания их границ – производится только при расширении участков, что принадлежат частным владельцам;
  • распределение земель между частными владельцами – осуществляется также с условием расширения границ наделов вплоть до максимального размера;
  • необходимость изъятия земель для федеральных или местных нужд.

Основаниями служат договоры между владельцами перераспределяемых участков, в которые должна быть включена информация о праве на этот надел и причинах изменения в праве собственности, также на эти участки нужны документы из Ростреестра. Кроме того, органы власти предоставляют счёт, на основании которого проводится доплата за то, что участок увеличился.

Для осуществления перераспределения готовится проект межевания земель или схема, отображающая расположение надела.

Муниципалитет и госорганы могут также передать в собственность надел бесплатно. Перечень случаев бесплатной передачи земли исчерпывающий.

Переход права собственности урегулирован законодательством. Перераспределение земель допускается только при соблюдении всех условий и на законных основаниях, подтверждённых необходимыми документами.

Ссылка на основную публикацию