Ответственность спасателей за экологические правонарушения

Ответственность спасателей за экологические правонарушения

Ответственность спасателей за нарушения экологических норм в окружающей природной среде

Условием обеспечения рационального использования природных ресурсов и экологической безопасности является строгое соблюдение всего российского законодательства об охране окружающей среды. В связи с чем, при рассмотрении дел о нарушении экологического законодательства, следует обеспечивать полное и всестороннее исследование всех обстоятельств противоправного деяния, и не допускать необоснованного освобождения виновного от ответственности. Лица, совершившие правонарушения, подлежат привлечению к ответственности за нарушение экологического законодательства, которая может выражаться в виде административной, дисциплинарной, гражданско-правовой и уголовной ответственности.

Отношения в сфере оздоровления, охраны и улучшения окружающей природной среды, устранения и предупреждения вредных последствий воздействия на хозяйственную или другую сферу, которые регулируются нормами экологических и смежных отраслей права, называют экологическими правоотношениями. Законодательство РФ устанавливает ответственность за совершение экологического правонарушения и определяет обязательства юридических и физических лиц по возмещению вреда, причиненного окружающей природной среде. Классификация эколого-правовой ответственности:

Ответственность военнослужащих за экологические правонарушения

  • несоблюдение стандартов, норм и иных нормативов качества окружающей среды;
  • нарушение экологических требований при строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию зданий, сооружений и других объектов;
  • загрязнение окружающей среды и причинение вследствие этого вреда здоровью людей, растительному и животному миру, имуществу граждан и юридических лиц;
  • порча, повреждение, уничтожение природных объектов, в том числе памятников природы, истощение и разрушение природно-заповедных комплексов и естественных экологических систем;
  • невыполнение обязательных мер по восстановлению окружающей среды и воспроизводству природных ресурсов;
  • неподчинение предписаниям органов, осуществляющих государственный экологический контроль;
  • нарушение экологических требований по обезвреживанию, переработке, утилизации, складированию или захоронению различных отходов, в том числе и бытовых;
  • несоблюдение экологических требований при использовании радиоактивных материалов, химических и иных вредных веществ;
  • превышение допустимых уровней радиационного и химического воздействия;
  • превышение допустимых уровней шума, вибрации, электромагнитных излучений и иных вредных физических воздействий;
  • превышение допустимых уровней биологического воздействия на окружающую среду;
  • несвоевременное предоставление информации, предоставление искаженной информации или отказ от предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии экологической обстановки.

Материальная ответственность за экологические правонарушения установлена в размерах, определенных приказом Министра обороны, и не должна превышать полного размера причиненного ущерба; учитываться должен только прямой ущерб природе. Материальная ответственность применяется только при наличии вины военнослужащего или лица из гражданского персонала.
Для воинских частей размер штрафа устанавливается в каждом конкретном случае в соответствии с действующим законодательством и определяется органом, его налагающим, в зависимости от характера и вида совершенного правонарушения, степени вины нарушителя и величины причиненного ущерба. Взыскание штрафа не освобождает виновного от обязанности возместить причиненный ущерб. Суммы взыскиваемых штрафов перечисляются на специальные счета государственных экологических фондов.
Уголовную ответственность за экологические правонарушения (преступления) должностные лица воинских частей и отдельные военнослужащие несут в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации, в котором есть специальная глава «Экологические преступления». При этом к уголовно наказуемым экологическим правонарушениям относят общественно опасные деяния, посягающие на установленный экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющие вред окружающей среде и здоровью человека.
Кроме Закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» и других природоохранных государственных актов экологическая деятельность войск (сил), военных объектов, организаций, учреждений и каждого военнослужащего дополняется и регулируется приказами и директивами Министра обороны и его заместителей, в которых конкретизируются, уточняются обязанности командиров, начальников и подчиненных им солдат и сержантов по охране природной среды.
Устав внутренней службы определяет обязанности военнослужащих по охране окружающей среды. Каждый военнослужащий обязан беречь природу и охранять ее богатства в ходе своей повседневной деятельности. Для этого он должен знать основные источники загрязнения, имеющиеся в полку (подразделении), и строго выполнять предусмотренные правилами и инструкциями мероприятия по предотвращению загрязнения водных ресурсов, атмосферного воздуха, земель, по сохранению животного и растительного мира. Военнослужащие, допускающие в результате своих действий или бездействия загрязнение окружающей среды, привлекаются к ответственности.

Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения

выступает порядок деятельности, обязательный для соблюдения указанными в соответствующем нормативном или правоприменительном акте лицами (руководителями и работниками), специальные и общие требования к безопасности деятельности, определенные в законном порядке планы, программы и иные комплексные или отдельные мероприятия, реализация которых или контроль за которыми включены в служебные функции.

Гражданско-правовая (имущественная) ответственность наступает в тех случаях, когда в результате несоблюдения соответствующих норм и правил причиняется вред окружающей природной среде, предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам. Такую ответственность несут как юридические, так и физические лица. В соответствии с Гражданским кодексом РФ имущественный вред возмещается виновной стороной в полном объеме (ст. 1064 ГК РФ).

Под экологическим преступлением понимают виновное общественно опасное деяние, посягающее на установленный в Российской Федерации экологический правопорядок, причиняющее вред природной среде либо создающее угрозу такого причинения и запрещенное уголовным законом под угрозой наказания.

В Трудовом кодексе предусматривается, что при определении ущерба, причиненного рабочими и служащими при исполнении ими трудовых обязанностей, учитывается только прямой ущерб, а неполученные доходы (т.е. упущенная выгода) не учитываются. Не допускается возложение на рабочего или служащего ответственности за такой ущерб, который может быть отнесен к категории нормального производственного риска. При этом на администрацию предприятия, учреждения, организации возлагается обязанность создать рабочим и служащим условия, необходимые для нормальной работы и обеспечения полной сохранности вверенного им имущества.

Ответственность спасателей за нарушения экологических норм в окружающей природной среде

Гражданско-правовая (материальная) ответственность. Меры имущественного характера применяют в случае, если причиненный окружающей среде ущерб повлек за собой вред здоровью и имуществу граждан или имущественным интересам юридических лиц.
Материальный ущерб, причиненный экологическим правонарушением, возмещается виновным лицом добровольно или по решению суда. С согласия сторон или по решению суда вред может быть возмещен в натуральной форме, путем возложения на ответчика обязанностей по восстановлению окружающей природной среды за счет собственных средств (например, дезактивация зараженного участка местности, вывоз токсичных отходов производства в безопасное место).

Читать еще:  Как получить землю для ЛПХ: бесплатно в 2020 году

В зависимости от размера причиненного вреда виновное лицо облагается штрафами либо наказывается лишением свободы от 2 до 8 лет (максимальный срок — за загрязнение экологически опасными отходами, повлекшими смерть человека или массовое заболевание людей, — ст. 247).В случае массового уничтожения растительного и животного мира, отравления атмосферы или водных ресурсов, а также совершения иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу (ст. 358 «Экоцид»), виновные наказываются лишением свободы на срок от 12 до 20 лет.

Ответственность за экологические правонарушения

Согласно КоАП РСФСР административным проступком признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Она наступает, если нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

недостаточная оперативность производства по делам об административных правонарушениях (более трети дел рассматриваются с нарушением установленного в КоАП РСФСР двухмесячного срока со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — двух месяцев со дня его обнаружения);

· как правовой институт, т.е. совокупность юридических норм, различных отраслей права (земельного, горного, водного, лесного, природоохранного и др.). Экологические правонарушения наказываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Конечная цель экологического законодательства и каждой отдельной его статьи заключается в охране от загрязнения, обеспечении правомерного использования окружающей среды и ее элементов, охраняемых законом. Сферой действия экологического законодательства являются окружающая среда и ее отдельные элементы. Предметом правонарушения признается элемент окружающей среды. Требования закона предполагают установление четкой причинной связи между допущенным нарушением и ухудшением окружающей среды.

Читать еще:  Межевание земельного участка через суд: оспаривание и порядок отмены результатов, судебная практика

Материальная ответственность также регулируется Кодексом законов о труде РФ (ст. 118–126). Такую ответственность несут должностные лица и иные работники предприятия, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Разъясняем законодательство

Действующим законодательством, в том числе Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливается право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого здоровью и имуществу граждан экологическими правонарушениями.

При этом, уголовную ответственность влечёт, в том числе, совершение незаконной добычи водных биологических ресурсов — ст. 256 УК РФ (если причинён крупный ущерб, применялось самоходное плавающее средство, взрывчатые и химические веществ, электроток), незаконной охоты — ст. 258 УК РФ (если причинён крупный ущерб, применялось транспортное средство или воздушное судно, взрывчатые вещества, газы, а также если осуществлялась охота на животных и птиц, охота на которых запрещена), незаконной рубки лесных насаждений — ст. 260 УК РФ (если причинён ущерб, превышающий 5 тысяч рублей).

Уголовная ответственность за экологические преступления в республике Беларусь

Понятие «экологические преступления» появилось сравнительно недавно, оно получило необходимое законодательное закрепление и в Уголовном кодексе Республики Беларусь (далее – УК), в котором имеется специальная глава 26, предусматривающая ответственность за преступления против экологической безопасности и природной среды. Степень общественной опасности экологических преступле­ний нашла свое отражение в санкциях соответствующих статей УК.

Стоит отметить, что ответственность за преступления против экологической безопасности и природной среды закреплена не только в главе 26, но и в других главах УК. Поэтому при квалификации дея­ний следует очень внимательно анализировать составы совершенных преступлений. Поскольку нормы, регулирующие экологический пра­вопорядок, зачастую являются бланкетными, при анализе преступле­ния следует обращаться к специальным актам законодательства.

Ответственность за экологические правонарушения

Задачами юридической ответственности за экологические правонарушения являются: защита общественных отношений в сфере экологии; наказание правонарушителя; предупреждение им новых правонарушений (частное предупреждение) и правонарушений со стороны других граждан (общее предупреждение); воспитание населения в духе уважения к закону и сложившемуся экологическому правопорядку.

К дисциплинарным наказаниям относятся предупреждение, выговор, строгий выговор, понижение в должности и в окладе, увольнение с работы. Они налагаются на должностные лица, рабочих и служащих руководителем предприятия, организации, учреждения в случае невыполнения ими своих обязанностей, которые связаны с охраной ОПС.

Читать еще:  Шумоизоляция квартиры, как уменьшить шум – ООО «СпецКомплектСтрой»

Руководитель организации обязан осуществлять контроль за соблюдением установленных правил, норм и инструкций по безопасности в области охраны окружающей среды, осуществлять разработку и реализацию мер по предотвращению аварий на ядерных установках, радиационных источниках и в пунктах хранения, а также по защите работников организации, населения и окружающей среды в случае аварии на указанных объектах (пп. «в» и «д» п. 6).

Руководитель организации не должен допускать сокрытия факта аварии и нарушения установленного порядка информирования об аварии на объектах использования атомной энергии, сокрытия информации о состоянии радиационного загрязнения окружающей среды, а также выдачи заведомо ложной информации о состоянии радиационной обстановки на указанных объектах, умышленного искажения или сокрытия информации по вопросам безопасности при использовании атомной энергии (пп. «в» п. 7).

За совершение дисциплинарного проступка к работнику организации могут применяться, помимо предусмотренных законодательством РФ о труде, следующие виды дисциплинарных взысканий: предупреждение о неполном служебном соответствии; перевод с согласия работника на другую, нижеоплачиваемую работу или другую, низшую должность на срок до трех месяцев; перевод с согласия работника на работу, не связанную с проведением работ в особо опасном производстве в области использования атомной энергии, с учетом профессии (специальности) на срок до одного года; освобождение от занимаемой

8 СЗ РФ. 1998. № 29. Ст. 3557.

должности, связанной с проведением работ в особо опасном производстве в области использования атомной энергии, с предоставлением с согласия работника иной работы с учетом профессии (специальности); увольнение (применяется за однократное нарушение законодательства РФ в области использования атомной энергии, если последствия этого нарушения создают угрозу для безопасности работы организации и представляют опасность для жизни и здоровья людей.

В Уставе о дисциплине работников рыбопромыслового флота РФ, утвержденном постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2000 г. № 7089, закреплены обязанности работников рыбопромыслового флота РФ по соблюдению дисциплины, обеспечению безопасности мореплавания, сохранности имущества на море, предотвращению ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, защите и сохранению окружающей среды.

Работник обязан содействовать обеспечению безопасности мореплавания, ведения промысла, защиты и сохранения окружающей среды (п. 4).

Работодатель обязан осуществлять контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов РФ по вопросам охраны окружающей среды (п. 5).

За совершение дисциплинарного проступка на работника налагаются следующие виды дисциплинарного взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; изъятие дипломов у капитанов и лиц командного состава рыбопромыслового флота РФ на срок до трех лет с переводом с согласия работника на другую работу на тот же срок с учетом профессии (специальности) в соответствии с законодательством РФ; увольнение (п. 15).

Таким образом, в уставах и положениях о дисциплине, регламентирующих обязанности работников (военнослужащих, должностных лиц, руководителей), чья деятельность может негативно повлиять на окружающую среду, содержатся перечни обязанностей (правил), направленных на защиту природной среды, нарушение которых влечет наступление дисциплинарной ответственности.

9 СЗ РФ. 2000. № 40. Ст. 3965.

Анализ регулирования дисциплинарной ответственности показывает, что выявление ее прямой природоохранной функции — весьма сложная задача, поскольку основными целями этого вида ответственности являются обеспечение трудовой дисциплины, выполнение правил трудового распорядка. Однако поскольку дисциплинарная ответственность призвана обеспечивать выполнение работниками своих обязанностей (превентивная функция10), а также ввиду того, что применение некоторых видов дисциплинарных взысканий, например увольнения, способствует тому, что виновное лицо не может более создавать угрозу окружающей среде в ходе своей деятельности, применение дисциплинарной ответственности способствует охране окружающей среды.

Тем не менее, по нашему мнению, для повышения природоохранного потенциала данного вида ответственности необходимо более четко в соответствующих документах прописывать обязанности работников (служащих), которые касаются охраны окружающей среды и ее компонентов.

Кроме того, учитывая массовый характер экологических дисциплинарных правонарушений, представляется целесообразным применение самых строгих дисциплинарных взысканий за их совершение.

10 О превентивной функции дисциплинарной ответственности см.: Ли-пинский Д.А. Регулятивная и превентивная функции дисциплинарной ответственности // Трудовое право. 2003. № 4. С. 30-33.

Законодательная база Российской Федерации

  • Главная
  • «УСТАВ ВНУТРЕННЕЙ СЛУЖБЫ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (утв. Указом Президента РФ от 14.12.93)

Наименование документ «УСТАВ ВНУТРЕННЕЙ СЛУЖБЫ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (утв. Указом Президента РФ от 14.12.93)Вид документа перечень, порядок, правила, требования, указ, устав Принявший орган президент РФ Дата принятия 01.01.1970 Дата редакции 14.12.1993 Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970 Статус не действует Публикация

  • М., Военное издательство, 1994

Навигатор Примечания

Ответственность спасателей за экологические правонарушения

Охрана окружающей среды

222. Каждый военнослужащий обязан беречь природу и охранять ее богатства в ходе своей повседневной деятельности. Для этого он должен знать основные источники загрязнения, имеющиеся в полку (подразделении), и строго выполнять предусмотренные правилами и инструкциями мероприятия по предотвращению загрязнения водных ресурсов, атмосферного воздуха, земель, сохранению животного и растительного мира. Военнослужащие, допускающие в результате своих действий или бездействия загрязнение окружающей среды, привлекаются к ответственности. Для предотвращения отрицательного воздействия войск на окружающую среду в полку назначается постоянно действующая комиссия и разрабатывается план мероприятий по охране окружающей среды, который доводится до всего личного состава.

223. Командир полка отвечает за организацию и состояние охраны окружающей среды. Он обязан:

— организовать изучение и выполнение личным составом правил охраны окружающей среды в районе расположения полка;

— обеспечить своевременное выполнение плана мероприятий по охране окружающей среды.

Непосредственно выполнением мероприятий по охране окружающей среды в полку руководит заместитель командира полка по тылу.

224. Командир полка и начальник полигона отвечают за осуществление необходимых мер по предотвращению отрицательного воздействия на окружающую среду при подготовке и проведении учений и других мероприятий боевой подготовки на полигоне.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Вадим/ автор статьи
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридический портал
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock
detector