Судебная власть и судебная система Российской Федерации: понятие, структура

Судебная власть и судебная система Российской Федерации: понятие, структура

Судебная власть и судебная система Российской Федерации имеют ключевое значение в построении взаимодействий в гражданском обществе и развитии экономики государства. Независимое и беспристрастное решение споров выступает в качестве неотъемлемого условия сохранения и восстановления нарушенных интересов и прав субъектов страны.

Судебная власть и судебная система Российской Федерации: понятие, структура

Судебная система Российской Федерации включает в себя только определенные органы, уполномоченные на рассмотрение споров. Никакие иные структуры не могут осуществлять эту деятельность. Не допускается формирование чрезвычайных органов для разрешения дел. Конституционный закон о судебной системе Российской Федерации устанавливает ее независимость от исполнительной и законодательной ветви. В своей деятельности органы, относящиеся к рассматриваемому институту, руководствуются Административным, Гражданским, Уголовным кодексами. Судебная система Российской Федерации представляет собой совокупность уполномоченных институтов, сформированная в соответствии с административно-территориальным устройством страны. Органы, относящиеся к ней, связаны общими задачами. В каждом звене представлен комплекс инстанций одинаковой компетенции.

Федеральный Закон о судебной системе Российской Федерации

Этот нормативный акт считается основополагающим документом, в рамках которого регламентируется непосредственная деятельность инстанций, уполномоченных рассмотривать и разрешать споры. В соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции формирование основ судоустройства находится исключительно в ведении РФ, но не ее субъектов. Указанный выше нормативный акт подтверждает данное положение. Предписаний документ устанавливает принципы и правила деятельности уполномоченных инстанций. Таким образом, реализуется независимость и единство института.

Судебная власть и судебная система Российской Федерации: понятие, структура

Единство системы в Российской Федерации обеспечивается посредством:

  1. Установления института нормативно-правовыми актами.
  2. Соблюдения правил, предусмотренных в законодательстве о судебной системе.
  3. Применения всеми уполномоченными органами общепризнанных норм и принципов, установленных в международных договорах и иных правовых документах, уставах и других актах субъектов страны.
  4. Признания обязательности реализации на всей территории государства решений судов, вступивших в силу.
  5. Закрепления единого статуса должностных лиц на официальном уровне.
  6. Финансирования мировых и федеральных судов из государственного бюджета.

Ключевые элементы

Органы, которые включает в себя судебная система Российской Федерации:

  1. Федеральные суды.
  2. КС субъектов.
  3. Мировые суды регионов.

К первым относят:

  1. Конституционный суд России.
  2. ВС страны и республик, областные и краевые, городов фед. значения, специализированные и военные инстанции. Они составляют систему органов общей юрисдикции.
  3. ВАС, арбитражные инстанции округов, кассационные, апелляционные, субъектов РФ. Они формируют систему арбитражных судов.

Судебная власть и судебная система Российской Федерации: понятие, структура

Эта инстанция выступает в качестве судебного органа конституционного контроля. Он независимо и самостоятельно осуществляет свою деятельность в рамках полномочий. КС РФ не подчиняется никаким органам. Решения, принятые этой инстанцией, обладают обязательным характером. Следует сказать, что судебная система Российской Федерации существенно отличается от существовавшей в советское время. В прежний период инстанции не наделялись полномочиями на осуществление проверки правомерности нормативных актов. Вследствие этого, зачастую права советских граждан, закрепленные Конституцией, являлись только формальными. Закон РФ о судебной системе Российской Федерации был разработан по международным образцам. В нем предусматривается несменяемость должностных лиц КС, неподотчетность, запрет на осуществление политической деятельности и работы по совместительству. Основной задачей конституционных судей выступает определение соответствия международных соглашений РФ, норм федерального и регионального законодательства, а также правоприменительной практики положениям Конституции.

Общие признаки

Структура судебной системы Российской Федерации отличается по ряду критериев от других государственных институтов. КС, инстанции общей юрисдикции, арбитраж представляют собой три независимых друг от друга элемента. Однако они связываются задачами по охране федеративного строя, экономической и политической систем, обеспечению правопорядка и законности, а также защите и восстановлению нарушенных интересов, свобод и прав граждан. Эти инстанции обладают общими признаками, по которым их отличают от прочих государственных институтов:

  1. Осуществление деятельности исключительно теми органами, которые уполномочены на отправление правосудия.
  2. Использование только тех способов, которые установлены нормами права.
  3. Осуществление судопроизводства в процессуальной форме.
  4. Наличие права использовать государственное принуждение.

Судебная власть и судебная система Российской Федерации: понятие, структура

Судебное звено

Этот элемент имеет ключевое значение при рассмотрении деятельности института. Понятие судебного звена выступает как основа подразделения инстанций общей юрисдикции и арбитражей. К этой категории относят органы, которые наделяются одинаковой компетенцией. Они имеют идентичную структуру, занимают одинаковое положение в системе. Например, мировые и районные (городские) уполномоченные органы формируют первое звено. Вместе с этим имеет место и определенная иерархия. Районные суды считаются вышестоящими по отношению к мировым, которые действуют в пределах конкретной территории. Областные и соответствующие им инстанции образуют второе звено. ВС — третье, самое высшее. Основной объем дел находится на рассмотрении первых органов. Суды второго и третьего звена уполномочены проверять обоснованность и законность решений, принятых нижестоящими судьями. Любое дело, таким образом, рассматривается в двух инстанциях — первой и второй. Допускается также пересмотр материалов в надзорном порядке. Однако эта деятельность не считается разбирательством по третьей инстанции, так как осуществляется в исключительных случаях. Военные суды тоже включают в себя три звена:

  1. Инстанции гарнизонов и равные им.
  2. Военные суды групп войск, вооруженных сил, флотов, округов.
  3. Военная коллегия ВС.

Аналогично построена и арбитражная судебная система Российской Федерации.

Судебная власть и судебная система Российской Федерации: понятие, структура

Это понятие включается в перечень основных характеристик судебной системы. Инстанционное разделение осуществляется в соответствии с процессуальной компетенцией. В ее рамках вышестоящие органы вправе проверять решения нижестоящих, если имеет место их необоснованность и неправомерность. Они могут изменить или отменить принятые акты. Согласно процессуальной компетенции, судебная система Российской Федерации включает в себя органы первой, кассационной (второй) и надзорной инстанций.

Важный момент

Несмотря на определенную схожесть понятий «звено» и «инстанция», они не могут рассматриваться как тождественные. Первый термин относится к судоустройству. Звено — характеристика, по которой определяется место органа относительно его деятельности в пределах конкретной территории. Инстанция выражает характеристику судопроизводства, она является разновидностью судебной деятельности. Такие определения, как «вышестоящий», «нижестоящий» не означают подчинение одних органов другим. Этими терминами обозначаются границы компетенции инстанций. Суды вышестоящей инстанции могут изменить или отменить решения нижестоящих, но не вправе давать указания о размере наказания, квалификации преступления и так далее.

Судебная власть и судебная система Российской Федерации: понятие, структура

Нормативное регулирование

Суд занимает в общей системе органов власти исключительное положение. Только он может завершить спор между ответчиком и истцом, признать виновность субъекта, назначить уголовное наказание. В этой связи в рамках Конституции идея отграничения судебной власти от прочих отражена в самостоятельной главе 7. Вместе с этим, принцип разделения упоминается и в главах «Президент», «Федеральное Собрание», «Правительство». Реформа судебной системы началась с принятием Конституции в 1993 году. Впоследствии были приняты прочие основополагающие нормативные акты. В частности, к ним относят Закон «О судебной системе Российской Федерации». К основополагающим следует отнести нормативный акт, регламентирующий статус лиц, уполномоченных на рассмотрение дел. Все принятые на основании конституционных положений законы конкретизируют организацию, характер и способы реализации судопроизводства.

Суть института

В общих чертах она определена в ст. 118 Конституции. В ней и отраслевых нормативных актах приводятся положения, относящиеся к процессу построения института. Это, в частности, касается создания судейского корпуса, порядка организации и работы инстанций, полномочий. В первую очередь, положения регламентируют деятельность КС, ВС и ВАС. Закон о судебной системе раскрывает основополагающие принципы:

  1. Самостоятельность.
  2. Независимость.
  3. Обеспечение участия граждан в судопроизводстве.
  4. Язык производства.
  5. Равенство субъектов перед судом и законом.

Судебная власть и судебная система Российской Федерации: понятие, структура

Полномочия

Существенное значение в законодательстве отводится регламентации компетенции органов судебной системы. В круг полномочий инстанций входит:

  1. Отправление правосудия.
  2. Надзор за правомерностью и обоснованностью принятых решений, действий органов госвласти, местного самоуправления, организаций и общественных объединений, граждан и должностных лиц.
  3. Контроль конституционности.
  4. Обеспечение реализации приговоров, определений, приказов и прочих актов, принятых по результатам рассмотрения дел.
  5. Разъяснение вопросов судебной практики.
  6. Участие в формировании органов и содействие инстанциям.

В компетенцию судов входит разрешение самых разных вопросов от гражданских споров до дел, касающихся основ государственного строя Российской Федерации.

Образовательный портал — все для студента юриста.

  • Судебная власть и судебная система Российской Федерации: понятие, структура
  • Судебная власть и судебная система Российской Федерации: понятие, структура
  • Судебная власть и судебная система Российской Федерации: понятие, структура

III. Судебная система РФ.

1. Понятие судебной системы РФ.

Судебная система РФ — совокупность государственных органов — судов, осуществляющие судебную власть, правосудие на территории РФ.

Деятельность судебной системы РФ регламентируется ФКЗ «О судебной системы Российской Федерации»

2. Принципы деятельности судебной системы РФ.

Принципы деятельности судебной системы РФ — характерные черты деятельности судебной системы на территории РФ.

К основным принципам деятельности судебной системы РФ и осуществляемому ее правосудия можно отнести:

— принцип законности. (ссылке на все)

— принцип единства судебной системы РФ

— принцип осуществления правосудия только судом.

— принцип равенства всех перед законом и судом.

— принцип независимости судей.

— принцип презумпции невиновности.

— принцип обеспечение беспристрастного и компетентного суда.

— принцип состязательности сторон.

— принцип открытости судопроизводства.

— принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

— принцип обязательности судебных решений.

— принцип государственного или национального языка в судах.

3. Система судов РФ.

Система судов РФ — это совокупность государственных органов отправляющих, от имени РФ, правосудия, на территории РФ.

Систему судов РФ можно описать следующим образом:

1. Конституционные суды в РФ:

— Конституционный суд РФ.

— Конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

2. Суды общей юрисдикции в РФ.

— Верховный суд РФ

— Суды субъектов РФ

— Городские (районные) суды

2.1 Система Военных судов в РФ в составе судов общей юрисдикции в РФ.

— Военная коллегия Верховного суда РФ.

— Военные (флотские) окружные суды РФ.

— Гарнизонные суды РФ

3. Арбитражные суды в РФ.

— Высший Арбитражный Суд РФ.

— Федеральные арбитражные суды округов

— Арбитражные суды округов

— Арбитражные суды субъектов РФ

4. Иные суды, действующие на территории РФ.

— Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

В соответствие с ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», суды в РФ, также, делятся федеральные суды и суды субъектов РФ.

К федеральным судам относятся:

— Конституционный суд РФ

— Верховный суд РФ

— Верховный суд республики, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономного округа.

— Военные и специализированные суды.

— Высший арбитражный суд РФ

Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды)

— Арбитражные апелляционные суды.

— Арбитражные суды субъектов РФ.

К судам субъектов РФ относятся:

— Конституционные (суды) субъектов РФ.

4. Судебное звено судебной системы РФ.

Звено судебной системы РФ — совокупность судов РФ, наделенных однотипными полномочиями и занимающими равное положение в судебной системе РФ.

В РФ на звенья делятся системы судов общей юрисдикции и система арбитражных судов РФ.

К высшему звену относятся: Верховный суд РФ, Военная коллегия Верховного Суда РФ, Высший Арбитражный Суд.

К среднему звену относятся: Суды субъектов РФ, Суды военных округов, флотов, видов и групп войск, Федеральные арбитражные суды округов, Арбитражные апелляционные суды.

5. Судебная инстанция судебной системы РФ.

Судебная инстанция в РФ — суд или его структурная подразделение, выполняющие конкретную функцию, связанную с рассмотрением и разрешением дела в порядке гражданского и уголовного судопроизводства.

В РФ выделяется четыре судебной инстанции:

Суд первой инстанции — рассматривает дело по существу

Суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность судебных решений, не вступивших в законную силу.

Суд апелляционной инстанции — проводит повторное, полное рассмотрение дела, судебное решение по которому не вступило в законную силу.

Суд надзорной инстанции — проверяет законность и обоснованность судебных решений, вступивших в законную силу.

6. Органы судейского сообщества.

Судейское сообщество — это совокупность всех судей в конкретном государстве.

В Российской Федерации, деятельность судейского сообщества регулируется ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», в соответствие со статьей 1 данного закона, судейское сообщество в Российской Федерации образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи субъектов Российской Федерации, составляющих судебную систему Российской Федерации.

В соответствие со статьей 3 ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», органами судейского сообщества являются:

— Всероссийский съезд судей, который в соответствие со статьей 6 ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» является высшим органом судебного сообщества.

— Конференции судей субъектов Российской Федерации, подробней статья 7 ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

Совет судей Российской Федерации и советы судей субъектов Российской федерации, подробней статьи 8, 9, 10 ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

— Общее собрание судей судов, подробней статья 12 ФЗ « Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

— Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации и квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации, подробней статья 11, глава II, III ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

7. Судья в РФ.

В соответствие с законом РФ «О статусе судей», судья — лицо, наделенное в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

8. Статус судей в РФ.

Статус судей — это правоспособность (наличие определенных прав и обязанностей) судей, связанная с осуществления ими судейских полномочий.

Элементы статуса судей:

— правоотношения, связанные с формированием судебного корпуса (наделение кандидата в судьи судейскими полномочиями)

— правоспособность судей при осуществлении ими своих должностных обязанностей.

— права и обязанности судей по отношению к судейскому сообществу.

— правоотношения, связанные приостановлением и прекращением полномочий судей, пребывания их в отставке.

1. Правоотношения, связанные с формированием судейского корпуса:

Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи:

В соответствие со статьей 4 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», кандидат на должность судью должен обладать следующим правовым статусом и умениями:

— Иметь гражданство Российской Федерации.

— Не иметь судимости и не быть судимым, не подвергаться уголовному преследованию.

— Не иметь гражданство иного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

— Не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным.

— Не состоять на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

— Не иметь иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.

— Достижение определенного возраста:

Возраст минимум 25 лет, стаж по юридической специальности -5 лет — для судей судов основного звена (судьи арбитражного суда субъекта РФ, конституционного (уставного) суда субъекта РФ, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировой судья.)

Возраст минимум 30 лет, стаж по юридической специальности — 7 лет — для судей судов среднего звена (судьи верховного суда республики, краевых, областных судов, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда.)

Возраст минимум 35 лет, стаж по юридической специальности — 10 лет — для судей Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда

Возраст минимум 40 лет, стаж по юридической специальности — 15 лет — для судей Конституционного суда РФ.

В соответствие со статьей 5, отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. Любой гражданин достигший установленного возраста, имеющий высшее юридическое образование, требуемый стаж работы по юридической профессии и не имеющих заболевания, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен (ссылка) на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена. Кандидат обязан предоставить в экзаменационную комиссию ряд документов. (ссылка) Экзаменационная комиссия не вправе отказать в приеме квалификационного экзамена на должность судьи гражданину, представившему документы (или их копии), указанные законе. После сдачи квалификационного экзамена гражданин, соответствующий требованиям к кандидату на должность судьи, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи, предоставив при этом ряд документов (ссылка).

Порядок наделения судей полномочиями:

В соответствие со статьей 6, судьи Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, которое вносится с учетом мнения соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Судьи федеральных арбитражных судов округов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи. Судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи. Судьи военных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

9. Гарантии судей в РФ.

Гарантии судей в РФ — совокупность условий, вследствие которых судьи получают возможность независимо осуществлять свои полномочия.

Виды гарантий судей в РФ:

— Гарантии непосредственно связанны с отправлением правосудия.

— Гарантии неприкосновенности судей.

— Гарантии материального и социального обеспечения судей, права на отставку, приостановления и прекращения полномочий.

— Гарантии, закрепленные в Конституции Российской Федерации.

— Гарантии, закрепленные в иных нормативных правовых актов.

10. Присяжные и арбитражные заседатели.

Присяжные заседатели — Граждане РФ, внесенные в установленные списки присяжных заседателей и призванные в установленном порядке к участию в осуществлении правосудия путем рассмотрения уголовных дел.

Деятельность присяжных заседателей регламентируется ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»

Арбитражные заседатели — Граждане РФ, внесенные в установленные списки присяжных заседателей и призванные в установленном порядке к участию в осуществления правосудия в системе арбитражных судов РФ.

Деятельность арбитражных заседателей регламентируется ФЗ « Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации»

В соответствии со статьей 4 ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» и статьей 3 ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации», кандидаты, как в присяжные, так и в арбитражные заседатели заносятся в специальные списки. Списки присяжных заседателей формируют высшие исполнительные органы субъектов РФ раз в 4 года. Списки арбитражных заседателей формируют Арбитражные суды субъектов РФ, из кандидатур, предложенных профессиональными объединениями предпринимателей.

ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» в соответствии со статьей 3, устанавливает следующие требования к присяжным заседателям: присяжным заседателем может быть гражданин РФ, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели, старше 25 лет, не имеющие судимость, обладающие дееспособностью и т.д.

ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» в соответствии со статьей 2, устанавливает следующие требования к арбитражным заседателям: арбитражными заседателями могут быть граждане, достигшие 25-летнего возраста; имеющие безупречную репутацию, высшие образование и опыт работы в установленных сферах; не имеющие судимость; не совершившие поступок, умоляющий авторитет судебной власти.

Читать еще:  Проверить регистрацию автомобиля в ГИБДД после продажи

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Вадим/ автор статьи
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридический портал
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock
detector