Приложение 3. Образец описания местоположения земельного участка

Содержание
  1. Что такое границы земельного участка, как они формируются и оформляются, и где можно узнать свою межу?
  2. Как посмотреть границы участка по координатам, кадастровому номеру онлайн
  3. Для чего нужна план-схема?
  4. Процесс определения
  5. Согласование
  6. Для чего нужен акт согласования
  7. Когда нужно проводить уточнение
  8. Для чего делается вынос границ
  9. Что такое смежные границы?
  10. Формирование земельных участков под МКД
  11. Земельные споры
  12. Что делать при нарушениях?
  13. Восстановление границ
  14. Отступы по СНиП
  15. Описание местоположения границ земельного участка образец
  16. Описание местоположения границ земельного участка образец
  17. Описание границ местоположения земельного участка образец
  18. Описание местоположения границ земельного участка образец
  19. Описание прохождения границы земельного участка
  20. Образец описание местоположения границ земельного участка
  21. Приказ Минэкономразвития России от 03.06.2011 N 267 (ред. от 06.04.2018) Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства
  22. Судебная практика и законодательство — Приказ Минэкономразвития России от 03.06.2011 N 267 (ред. от 06.04.2018) Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства

Приложение 3

Приложение 3
к административному регламенту
предоставления муниципальной услуги
по предоставлению в собственность граждан
земельных участков для ведения
садоводства, огородничества и
дачного хозяйства

Образец
описания местоположения земельного участка

Член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения

Левая граница земельного участка закреплена

(забором, штакетником, сеткой рабицей и др.)

Правая граница проходит

Верхняя граница проходит

Нижняя граница закреплена

«____» ________________ 20 ____ г.

>
Заключение правления садоводческого, огороднического, дачного некоммерческого объединения Содержание
Постановление мэрии г. Новосибирска от 19 июня 2013 г. N 5738 «Об утверждении административного регламента предоставления.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Что такое границы земельного участка, как они формируются и оформляются, и где можно узнать свою межу?

Границей участка называют линию, которая разделяет территорию и позволяет выделить ее как объект относительно разноплановых субъектов. Нередко между соседями, а также собственником и государством возникают споры даже из-за квадратных миллиметров земли. Поэтому в этой статье поговорим о том, как посмотреть, определить, согласовать земельные границы.

Приложение 3. Образец описания местоположения земельного участка

Как посмотреть границы участка по координатам, кадастровому номеру онлайн

Приложение 3. Образец описания местоположения земельного участка

Сделать это можно, узнав территориальные координаты земли на публичной кадастровой карте. Для этого необходимо выполнить определенные действия.
  1. Зайти на сайт https://pkk5.rosreestr.ru/ .
  2. Нажать на значок лупы в левом верхнем углу экрана.
  3. Ввести кадастровый номер интересующего объекта.
  4. Появится необходимая информация.

Справка! Если не известен кадастровый номер, можно найти объект вручную на карте, при условии, что известно, где он находится.

Для чего нужна план-схема?

Приложение 3. Образец описания местоположения земельного участка

Этот кадастровый документ, составленный кадастровым инженером в период межевания территории является обязательным и входит в состав межевого дела. План-схема содержит информацию о важных параметрах участка.

Он позволяет с достоверной точностью определить границы земли и является доказательством владения имущества.

В план-схеме отображаются следующие моменты:

  • координаты поворотных точек;
  • общая площадь и описание участка;
  • различные приложения.

Помимо подтверждения земельной собственности в спорных ситуациях план-схема может пригодиться владельцу при желании установить забор. Чтобы в будущем не возникало вопросов, необходимо возводить ограду строго по плану.

Процесс определения

Каждый земельный участок (ЗУ) должен быть поставлен на кадастровый учет. В процессе выполнения этого требования происходит определение границ. Для постановки на учет необходимо:

  • подготовить ряд документов (паспорт заявителя, документ, подтверждающий право собственности, план ЗУ);
  • собрать данные о собственниках соседних участков, с которыми есть общие границ;
  • получить их согласие на утверждение плана границы;
  • составить акт межевания.

Помочь в этом вопросе на начальном уровне поможет ответственный по кварталу или району, где планируется определение границ.

Важно! Если ЗУ еще не стоит на учете, изменить его границы невозможно.

Для совершения процедуры изменения границ необходимо обратиться к специалисту с лицензией – кадастровому инженеру. Владельцу ЗУ нужно выполнить ряд действий.

  1. Вызвать кадастрового инженера для произведения замеров.
  2. Обеспечить присутствие собственников соседних участков.
  3. Подготовить для инженера все юридические и технические документы, касающиеся земли.

Специалист на месте производит замеры, согласуя с соседями, документирует их. Через некоторое время, оговоренное в договоре, кадастровый инженер выдает владельцу межевой план, с которым уже можно обращаться в регистрирующие органы.

Согласование

Акт согласования границ ЗУ является неотъемлемой частью межевого дела. Как и в случае с изменением, без кадастрового инженера не обойтись. Процедура согласования является аналогичной, однако, хотелось бы ее описать поточнее.

  • Приложение 3. Образец описания местоположения земельного участкаВладелец обращается в геодезическую контору, где заключает с ней договор и оговаривает все тонкости.
  • Далее он извещает в письменном виде всех владельцев смежных участков о прибытии специалиста не менее, чем за 30 дней.
  • В назначенную дату кадастровый инженер прибывает на измеряемый ЗУ, производит замеры, оговаривает согласие с соседями.
  • Владелец получает на руки акт согласования.

Иногда могут возникать разногласия у собственников участков по поводу местонахождения границ. Если не получается договориться самостоятельно, придется обращаться к юристу.

Для чего нужен акт согласования

Приложение 3. Образец описания местоположения земельного участка

Данный документ в первую очередь является подтверждением обоюдного согласия смежных участков о местонахождении границы.

Также, как уже говорилось, акт согласования входит в обязательном порядке в состав межевого дела. Оно в свою очередь является важным документом, без которого не поставить участок на кадастровый учет.

Когда нужно проводить уточнение

Основной причиной является расхождение в кадастровых документах и ситуации на деле. Случаи могут быть следующие:

  • Приложение 3. Образец описания местоположения земельного участканет информации о точном расположении ЗУ;
  • нет достоверных данных об однозначном положении поворотных точек;
  • нет сведений о поворотных точках в заданной точности.

Также причины могут быть и такими:

  • разногласия с соседями;
  • покупка или продажа ЗУ;
  • раздел земли или оформление прирезок;
  • испорченные границы.

Для чего делается вынос границ

Приложение 3. Образец описания местоположения земельного участка

Вынос границ ЗУ – это выделение территории межевыми знаками. В результате такой процедуры появляется наглядность, поскольку:
  • установлены точные границы;
  • зафиксирована достоверная площадь;
  • актуализировано местоположение в общем массиве;
  • видна форма.

Необходимо выносить границы в следующих случаях:

  • нет забора;
  • при покупке или продаже ЗУ;
  • если есть сомнения в правильности установки ограды;
  • смена статуса участка.

Что такое смежные границы?

Смежные границы ЗУ – это границы, замеренные в результате кадастровых работ, характеризуются координатами поворотных точек, обозначенных межевыми знаками, и зафиксированные в межевом плане. Такие границы определяют положение выделенного участка относительно общего массива.

Есть определенная классификация границ.

  1. Фактическая. Часто в ее роли выступает ограждение.
  2. Кадастровая. Она занесена в кадастровые документы и может быть двух видов:
    • декларированная. Имеет приблизительные значения;
    • геодезическая. Содержит точные координаты.

Формирование земельных участков под МКД

Земельные отношения в таких случаях регулируются Земельным, Градостроительным и Жилищным кодексами. Размеры участка рассчитываются, исходя из реальных объемов землепользования и существующих правил градостроения. Границы ЗУ возводятся по естественным границам смежных земель и проездам, учитываются транспортные и инженерные системы. Определение нормативной площади производится с учетом следующего:

  • плотность застройки района;
  • транспортная развязка;
  • общую площадь всех помещений в доме;
  • этажность дома.

Оформление земли под многоквартирным домом имеет долгий путь. Это должно быть коллективное решение, принятое в ходе собрания жильцов, в ходе которого ведётся протокол. На собрании необходимо выбрать ответственного, который займется этим вопросом. Он подает заявление о формировании ЗУ в органы местного самоуправления.

Затем разрабатывается и утверждается план границ, органы осуществляют формирование ЗУ. Если на занимаемой домом территории нет границ, происходит процедура межевания, на ее основе принимается решение передачи земли в общую долевую собственность жильцов. Право собственности наступает с даты проведения кадастрового учета и закрепляется в Госрегистрации права.

Земельные споры

Приложение 3. Образец описания местоположения земельного участка

Большинство земельных споров возникает из-за того, что участки не подлежали кадастровому учету и определение четких границ является невозможным, поскольку если они и есть, то являются декларированными.

В таких случаях разрешение конфликта происходит посредством суда. Установление границ происходит на основе сравнения фактических границ участка и отображенных в документе, подтверждающем собственность.

Если же у обеих сторон спора есть кадастровые документы, то на основе координат поворотных точек, границы могут быть установлены как в судебном порядке, так и в частном.

Наложение границ ЗУ – это ошибочное расположение границ участков, в результате которого происходит ущемление прав одного или нескольких собственников земли.

Главной опасностью такой ошибки является то, что из-за тесного расположения ЗУ, граница редко едет между двумя участками, как правило, смещается вся линия массива.

Причинами такого искажения может быть техническая ошибка при внесении данных в кадастровые документы, либо промах при межевании.

Если владелец обнаружил наложение границ, необходимо составить заявление об ее обнаружении и обратиться в местное отделение кадастра.

Что делать при нарушениях?

Приложение 3. Образец описания местоположения земельного участка

Если возникло ощущение, что границы были нарушены, для начала стоит обратиться в кадастровую службу, чтобы та произвела межевание. Возможно разрешение ситуации посредством составления акта согласования.

При невозможности развития такого сценария, придется решать проблему в судебном порядке. В ходе рассмотрения дела будут браться во внимание следующее:

  • документы, подтверждающие права на участок с его планом;
  • местонахождение забора между участками;
  • наличие акта согласования границ;
  • результаты геодезических замеров.

Если же граница была нарушена умышленно, а не в случае возникновения ошибки, к вышеперечисленным моментам добавляются показания очевидцев о перемещении забора.

Внимание! Обращаясь в суд по вопросу нарушения границы, нужно быть готовым к тому, что может обнаружиться неправильное возведение забора на собственном участке.

Восстановление границ

Восстановление границ необходимо в случае подтверждения того, что они были нарушены, а также для устранения препятствий пользования участком. Осуществляется оно двумя способами:

  • составлением акта согласования границ;
  • через суд.

Ниже вы можете посмотреть более подробное видео по этой теме:

Отступы по СНиП

Данный вопрос регулируется следующими документами:

  • СНиП 2.07.01-89 Градостроительство. Планирование и дальнейшая застройка как городских, так и сельских поселений;
  • Требования к пожарной безопасности: 123-Ф3, в том числе и санитарные СанПин 2.2.1/2.1.1.1200;
  • Требования к системам коммуникации СНиП 2.07.01-89.

Учет отступов от начала участка ведется с поправкой на наличие окон в постройках.

  1. Приложение 3. Образец описания местоположения земельного участкаЕсли часть построек не имеет окон, то разрешено производить постройку зданий так, чтобы обеспечивалось хорошее освещение на высоте 6 метров и выше.
  2. Если возникает ситуация, где возможно сопряжение с ЗУ, который находится в городской черте, градостроительным законодательством не предусмотрено наличие отступов.
  3. Если в зданиях имеются окна, разрешены постройки на отрезке, который гарантирует отличный просвет на высоте 6 метров с любой точки территории, с четко отделенными строениями общего назначения, допускается возведение построек не меньше чем в 10 метров.
  4. Если ЗУ, где планируется застройка строения с окнами, включающего в себя не более одного этажа, находится рядом с уже существующими зданиями, расстояние между ними должно быть не более трех метров. При этом это минимальный отступ, в большую сторону он может быть увеличен по желанию застройщика.

В заключении хотелось бы отметить, что для того, чтобы установить забор на участке раз и навсегда без перспектив переноса или сноса, нужно это делать в соответствии с план-схемой участка. Также желательно иметь акт согласования границ. Однако, чтобы быть в курсе всех тонкостей возведения оград, нужно держать руку на пульсе, поскольку каждый год происходят обновления в законодательной базе.

Описание местоположения границ земельного участка образец

Приложение 3
к административному регламенту
предоставления муниципальной услуги
по предоставлению в собственность граждан
земельных участков для ведения
садоводства, огородничества и
дачного хозяйства

Образец
описания местоположения земельного участка

Член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения

Левая граница земельного участка закреплена

(забором, штакетником, сеткой рабицей и др.)

Правая граница проходит

Верхняя граница проходит

Нижняя граница закреплена

«____» ________________ 20 ____ г.

Читать еще:  Ситуационный план земельного участка по кадастровому номеру онлайн>
Заключение правления садоводческого, огороднического, дачного некоммерческого объединенияСодержание
Постановление мэрии г. Новосибирска от 19 июня 2013 г. N 5738 «Об утверждении административного регламента предоставления.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

В связи с вступлением в силу «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (вступил в силу 17.05.2008, опубликован в «Российской газете» № 4662) Роснедвижимость сообщает.Федерального закона от 13.05.2008 № 66-ФЗ

Указанным Федеральным законом отменено понятие территориального землеустройства и установлено, что землеустройство включает в себя мероприятия по описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства. При этом под объектом землеустройства понимается — территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий, а также части указанных территорий и зон.

Из вышесказанного вытекает, что в рамках проведения землеустройства осуществляются мероприятия по описанию местоположения и (или) установлению на местности границ:

— субъектов Российской Федерации;

— зон с особыми условиями использования территорий.

Порядок описания местоположения границ объектов землеустройства и порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.

До принятия Правительством Российской Федерации соответствующих порядков Роснедвижимость рекомендует принимать во внимание следующее.

1. Описание местоположения границ объектов землеустройства.

1.1. Описание местоположения границ объектов землеустройства включает следующие этапы:

1) подготовительные работы;

2) составление карты (плана) границ субъекта Российской Федерации, муниципального образования, населенного пункта, территориальных зон, зоны с особым условием использования территорий (далее – карта (план) границ соответствующей территории или карта (план) объекта землеустройства);

3) формирование землеустроительного дела по составлению карты (плана) границ соответствующей территории;

4) рассмотрение карты (плана) границ соответствующей территории (согласование, утверждение);

5) сдачу землеустроительного дела заказчику и в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

1.2. Подготовительные работы включают сбор и изучение сведений об объекте землеустройства, содержащихся в документах по установлению границ соответствующих территорий, государственном кадастре недвижимости, документах по планированию организации территорий (землеустроительная, градостроительная, лесоустроительная и иная подобная документация), а также сведения об имеющейся геодезической и картографической основе.

1.3. По результатам подготовительных работ составляется карта (план) границ соответствующей территории, которая включает в себя графическую и текстовую части.

1.4. Графическая часть карты (плана) границ соответствующей территории, как правило, оформляется на имеющейся картографической основе (разгруженная топографическая карта (план), ортофотоплан и т.п.) на которой рекомендуется отображать:

1) наименование документа (карта (плана) границ соответствующей территории);

2) границы существующего административного деления;

3) границы и кадастровые номера земельных участков, по границам которых должна проходить граница территории, описание местоположения которой составляется;

4) устанавливаемые (уточняемые) границы территорий и номера их поворотных (характерных) точек;

5) используемые условные обозначения и численный масштаб;

6) реквизиты согласования и утверждения;

7) сведения об исполнителе работ (наименование юридического лица или Ф.И.О. индивидуального предпринимателя; подпись, печать, дата составления документа).

Отдельные участки границ для более детального отображения прохождения границы соответствующей территории могут оформляться на картографической основе более крупного масштаба.

1.5 Текстовую часть карты (плана) границ соответствующей территории рекомендуется составлять в виде:

— списка координат поворотных (характерных) точек устанавливаемых (уточняемых) границ и указания значений среднеквадратических ошибок их определения;

— списка земельных участков, выявленных в ходе инвентаризации земель, по границам которых проходит граница территории.

По отдельным участкам устанавливаемых (уточняемых) границ, совмещенных с естественными или искусственными рубежами, может дополнительно составляться текстовое описание прохождения границы, которое уточняет ее положение на местности (например, граница от точки 5 до точки 8 проходит по правому берегу реки Серебрянка).

1.6. В пояснительной записке рекомендуется указывать основания, по которым проводится описание местоположения границ объектов землеустройства (решения органа власти, договор и т.п.), исходные документы, материалы и нормативы, используемые в работе.

Если положение границ определялось по установленным нормативам, (например, границы прибрежной защитной полосы), то указываются участки границ и обоснования применения того или иного норматива по данному участку.

1.7. Координаты и значения среднеквадратических ошибок поворотных (характерных) точек устанавливаемых (уточняемых) границ, совмещенных с границами земельных участков, не переопределяются и заносятся в список координат точек границ территории на основании кадастровых сведений о соответствующем земельном участке.

Координаты поворотных (характерных) точек по остальным участкам устанавливаемых (уточняемых) границ могут определяться картометрическим или фотограмметрическим методами. Значения среднеквадратических ошибок в определении координат рассчитываются в зависимости от применяемого метода и масштаба картографического материала или материалов дистанционного зондирования.

Если граница территории, например, населенного пункта, должна проходить по границе земельного участка, но в кадастре отсутствует описание местоположения границы указанного земельного участка, то при описании местоположения границы соответствующей территории рекомендуется одновременно проводить инвентаризацию земель с целью определения декларативного положения такой границы земельного участка. В дальнейшем по мере проведения кадастровых работ указанные границы территории будут уточнены.

На основании материалов инвентаризации земель рекомендуется на графической части карты (плана) указывать кадастровые номера земельных участков, а в текстовой части приводить перечень земельных участков с указание их кадастровых номеров и местоположения.

1.8. Материалы описания местоположения границ объектов землеустройства, а также задание на проведение землеустройства, брошюруются в землеустроительное дело, которое может состоять из одного или нескольких томов. Рекомендуется в начале тома размещать оглавление (содержание), а на обложке и титульном листе указывать название объекта землеустройства, по которому выполнено описание местоположения его границ, исполнителя работ и место для размещения реквизитов утверждения. Графическая часть может не брошюроваться, а представляться в виде приложения.

1.9. Согласование прохождения устанавливаемых (уточняемых) границ, отображенных на графической части карты (плана), проводится с соответствующими органами государственной власти и органами местного самоуправления в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.

Согласующие подписи и печати ставятся непосредственно на графической части.

1.10. Карта (план) границ соответствующей территории, в части прохождения границы, утверждается органом государственной власти или орган местного самоуправления, который в соответствии с федеральным законодательством уполномочен принимать решение об установлении границы такой территории.

Перед утверждением карты (плана) границ соответствующей территории органом государственной власти или орган местного самоуправления, рекомендуется указанный документ (землеустроительное дело) направлять на рассмотрение в соответствующий территориальный орган Роснедвижимости.

1.11. Территориальный орган Роснедвижимости рассматривает карту (план) границ соответствующей территории в порядке, установленном Положением о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденным .постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 514

Основаниями для отказа в визировании карты (плана) соответствующей территории территориальным органом Роснедвижимости являются:

— пересечение устанавливаемой (уточняемой) границы субъекта Российской Федерации или границы муниципального образования или границы населенного пункта с границей земельного участка (участков), учтенного в государственном кадастре недвижимости;

— отсутствие пояснительной записки;

— отсутствие графической части с указанием устанавливаемой (уточняемой) границы соответствующей территории;

— отсутствие списка координат поворотных (характерных) точек границ соответствующей территории, а также значений среднеквадратических ошибок определения координат;

— несоответствие выбранной системы координат системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости;

— границы территориальной зоны или зоны с особым условием использования территорий не соответствуют указанным в пояснительной записке исходным данным (нормативам, утвержденным документам, которыми определялись границы, и т.п.).

Территориальный орган Роснедвижимости ставит свою подпись и печать на титульном листе землеустроительного дела и графической части карты (плана).

1.12. Орган государственной власти или орган местного самоуправления, который в соответствии с федеральным законодательством уполномочен принимать решение об установлении границы такой территории, утверждает карту (план) границ соответствующей территории в установленном порядке путем постановки подписи на титульном листе землеустроительного дела и графической части карты (плана).

1.13. Один экземпляр утвержденного землеустроительного дела исполнитель работ сдает в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

1.14. На основании акта соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления, которым утверждены границы, и землеустроительного дела готовится пакет документов, содержащих сведения о границах соответствующих территорий и необходимых для представления в орган кадастрового учета, включающий:

— копию акта (извлечения из акта) соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления, которым утверждены границы объекта землеустройства;

— картографический материал, на котором отражены границы соответствующей территории, и номера поворотных (характерных) точек границы;

— список координат поворотных (характерных) точек границ соответствующей территории, а также значений среднеквадратических ошибок определения координат;

— текстовое описание по отдельным участкам границ, совмещенных с естественными или искусственными рубежами (при наличии таких сведений).

2. Установление на местности границ объектов землеустройства.

2.1. Установление на местности административных границ и границ населенных пунктов рекомендуется осуществлять на основе утвержденного землеустроительного дела, содержащего описание местоположения границ указанных территорий, по мере проведения кадастровых работ по земельным участкам, границы которых совпадают с границами указанных объектов землеустройства.

По результатам проведения кадастровых работ при внесении сведений о земельных участках в государственный кадастр недвижимости одновременно уточняются сведения о границах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, населенных пунктов.

2.2. Установление на местности территориальных зон и зон с особым условием использования территорий осуществляются по инициативе органов государственной власти, органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков, чьи земельные участки попадают в такие зоны.

Работы по установлению на местности территориальных зон и зон с особым условием использования территорий рекомендуется производить на основе утвержденного землеустроительного дела, содержащего описание местоположения границ указанных зон, путем обозначения на местности отдельных участков границ таких зон информационными знаками.

Приложение 3. Образец описания местоположения земельного участка

Схема расположения земельного участка (ЗУ) представляет собой план местности, на котором изображены границы образуемого ЗУ (или нескольких участков) на кадастровом плане территории.

Описание местоположения границ земельного участка образец

Приложение 3
к административному регламенту
предоставления муниципальной услуги
по предоставлению в собственность граждан
земельных участков для ведения
садоводства, огородничества и
дачного хозяйства

Образец
описания местоположения земельного участка

Член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения

Левая граница земельного участка закреплена

(забором, штакетником, сеткой рабицей и др.)

Правая граница проходит

Верхняя граница проходит

Нижняя граница закреплена

«____» ________________ 20 ____ г.

>
Заключение правления садоводческого, огороднического, дачного некоммерческого объединенияСодержание
Постановление мэрии г. Новосибирска от 19 июня 2013 г. N 5738 «Об утверждении административного регламента предоставления.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Читать еще:  Как составить исковое заявление в суд – образец написания иска

В связи с вступлением в силу «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (вступил в силу 17.05.2008, опубликован в «Российской газете» № 4662) Роснедвижимость сообщает.Федерального закона от 13.05.2008 № 66-ФЗ

Указанным Федеральным законом отменено понятие территориального землеустройства и установлено, что землеустройство включает в себя мероприятия по описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства. При этом под объектом землеустройства понимается — территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий, а также части указанных территорий и зон.

Из вышесказанного вытекает, что в рамках проведения землеустройства осуществляются мероприятия по описанию местоположения и (или) установлению на местности границ:

— субъектов Российской Федерации;

— зон с особыми условиями использования территорий.

Порядок описания местоположения границ объектов землеустройства и порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.

До принятия Правительством Российской Федерации соответствующих порядков Роснедвижимость рекомендует принимать во внимание следующее.

1. Описание местоположения границ объектов землеустройства.

1.1. Описание местоположения границ объектов землеустройства включает следующие этапы:

1) подготовительные работы;

2) составление карты (плана) границ субъекта Российской Федерации, муниципального образования, населенного пункта, территориальных зон, зоны с особым условием использования территорий (далее – карта (план) границ соответствующей территории или карта (план) объекта землеустройства);

3) формирование землеустроительного дела по составлению карты (плана) границ соответствующей территории;

4) рассмотрение карты (плана) границ соответствующей территории (согласование, утверждение);

5) сдачу землеустроительного дела заказчику и в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

1.2. Подготовительные работы включают сбор и изучение сведений об объекте землеустройства, содержащихся в документах по установлению границ соответствующих территорий, государственном кадастре недвижимости, документах по планированию организации территорий (землеустроительная, градостроительная, лесоустроительная и иная подобная документация), а также сведения об имеющейся геодезической и картографической основе.

1.3. По результатам подготовительных работ составляется карта (план) границ соответствующей территории, которая включает в себя графическую и текстовую части.

1.4. Графическая часть карты (плана) границ соответствующей территории, как правило, оформляется на имеющейся картографической основе (разгруженная топографическая карта (план), ортофотоплан и т.п.) на которой рекомендуется отображать:

1) наименование документа (карта (плана) границ соответствующей территории);

2) границы существующего административного деления;

3) границы и кадастровые номера земельных участков, по границам которых должна проходить граница территории, описание местоположения которой составляется;

4) устанавливаемые (уточняемые) границы территорий и номера их поворотных (характерных) точек;

5) используемые условные обозначения и численный масштаб;

6) реквизиты согласования и утверждения;

7) сведения об исполнителе работ (наименование юридического лица или Ф.И.О. индивидуального предпринимателя; подпись, печать, дата составления документа).

Отдельные участки границ для более детального отображения прохождения границы соответствующей территории могут оформляться на картографической основе более крупного масштаба.

1.5 Текстовую часть карты (плана) границ соответствующей территории рекомендуется составлять в виде:

— списка координат поворотных (характерных) точек устанавливаемых (уточняемых) границ и указания значений среднеквадратических ошибок их определения;

— списка земельных участков, выявленных в ходе инвентаризации земель, по границам которых проходит граница территории.

По отдельным участкам устанавливаемых (уточняемых) границ, совмещенных с естественными или искусственными рубежами, может дополнительно составляться текстовое описание прохождения границы, которое уточняет ее положение на местности (например, граница от точки 5 до точки 8 проходит по правому берегу реки Серебрянка).

1.6. В пояснительной записке рекомендуется указывать основания, по которым проводится описание местоположения границ объектов землеустройства (решения органа власти, договор и т.п.), исходные документы, материалы и нормативы, используемые в работе.

Если положение границ определялось по установленным нормативам, (например, границы прибрежной защитной полосы), то указываются участки границ и обоснования применения того или иного норматива по данному участку.

1.7. Координаты и значения среднеквадратических ошибок поворотных (характерных) точек устанавливаемых (уточняемых) границ, совмещенных с границами земельных участков, не переопределяются и заносятся в список координат точек границ территории на основании кадастровых сведений о соответствующем земельном участке.

Координаты поворотных (характерных) точек по остальным участкам устанавливаемых (уточняемых) границ могут определяться картометрическим или фотограмметрическим методами. Значения среднеквадратических ошибок в определении координат рассчитываются в зависимости от применяемого метода и масштаба картографического материала или материалов дистанционного зондирования.

Если граница территории, например, населенного пункта, должна проходить по границе земельного участка, но в кадастре отсутствует описание местоположения границы указанного земельного участка, то при описании местоположения границы соответствующей территории рекомендуется одновременно проводить инвентаризацию земель с целью определения декларативного положения такой границы земельного участка. В дальнейшем по мере проведения кадастровых работ указанные границы территории будут уточнены.

На основании материалов инвентаризации земель рекомендуется на графической части карты (плана) указывать кадастровые номера земельных участков, а в текстовой части приводить перечень земельных участков с указание их кадастровых номеров и местоположения.

1.8. Материалы описания местоположения границ объектов землеустройства, а также задание на проведение землеустройства, брошюруются в землеустроительное дело, которое может состоять из одного или нескольких томов. Рекомендуется в начале тома размещать оглавление (содержание), а на обложке и титульном листе указывать название объекта землеустройства, по которому выполнено описание местоположения его границ, исполнителя работ и место для размещения реквизитов утверждения. Графическая часть может не брошюроваться, а представляться в виде приложения.

1.9. Согласование прохождения устанавливаемых (уточняемых) границ, отображенных на графической части карты (плана), проводится с соответствующими органами государственной власти и органами местного самоуправления в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.

Согласующие подписи и печати ставятся непосредственно на графической части.

1.10. Карта (план) границ соответствующей территории, в части прохождения границы, утверждается органом государственной власти или орган местного самоуправления, который в соответствии с федеральным законодательством уполномочен принимать решение об установлении границы такой территории.

Перед утверждением карты (плана) границ соответствующей территории органом государственной власти или орган местного самоуправления, рекомендуется указанный документ (землеустроительное дело) направлять на рассмотрение в соответствующий территориальный орган Роснедвижимости.

1.11. Территориальный орган Роснедвижимости рассматривает карту (план) границ соответствующей территории в порядке, установленном Положением о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденным .постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 514

Основаниями для отказа в визировании карты (плана) соответствующей территории территориальным органом Роснедвижимости являются:

— пересечение устанавливаемой (уточняемой) границы субъекта Российской Федерации или границы муниципального образования или границы населенного пункта с границей земельного участка (участков), учтенного в государственном кадастре недвижимости;

— отсутствие пояснительной записки;

— отсутствие графической части с указанием устанавливаемой (уточняемой) границы соответствующей территории;

— отсутствие списка координат поворотных (характерных) точек границ соответствующей территории, а также значений среднеквадратических ошибок определения координат;

— несоответствие выбранной системы координат системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости;

— границы территориальной зоны или зоны с особым условием использования территорий не соответствуют указанным в пояснительной записке исходным данным (нормативам, утвержденным документам, которыми определялись границы, и т.п.).

Территориальный орган Роснедвижимости ставит свою подпись и печать на титульном листе землеустроительного дела и графической части карты (плана).

1.12. Орган государственной власти или орган местного самоуправления, который в соответствии с федеральным законодательством уполномочен принимать решение об установлении границы такой территории, утверждает карту (план) границ соответствующей территории в установленном порядке путем постановки подписи на титульном листе землеустроительного дела и графической части карты (плана).

1.13. Один экземпляр утвержденного землеустроительного дела исполнитель работ сдает в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

1.14. На основании акта соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления, которым утверждены границы, и землеустроительного дела готовится пакет документов, содержащих сведения о границах соответствующих территорий и необходимых для представления в орган кадастрового учета, включающий:

— копию акта (извлечения из акта) соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления, которым утверждены границы объекта землеустройства;

— картографический материал, на котором отражены границы соответствующей территории, и номера поворотных (характерных) точек границы;

— список координат поворотных (характерных) точек границ соответствующей территории, а также значений среднеквадратических ошибок определения координат;

— текстовое описание по отдельным участкам границ, совмещенных с естественными или искусственными рубежами (при наличии таких сведений).

2. Установление на местности границ объектов землеустройства.

2.1. Установление на местности административных границ и границ населенных пунктов рекомендуется осуществлять на основе утвержденного землеустроительного дела, содержащего описание местоположения границ указанных территорий, по мере проведения кадастровых работ по земельным участкам, границы которых совпадают с границами указанных объектов землеустройства.

По результатам проведения кадастровых работ при внесении сведений о земельных участках в государственный кадастр недвижимости одновременно уточняются сведения о границах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, населенных пунктов.

2.2. Установление на местности территориальных зон и зон с особым условием использования территорий осуществляются по инициативе органов государственной власти, органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков, чьи земельные участки попадают в такие зоны.

Работы по установлению на местности территориальных зон и зон с особым условием использования территорий рекомендуется производить на основе утвержденного землеустроительного дела, содержащего описание местоположения границ указанных зон, путем обозначения на местности отдельных участков границ таких зон информационными знаками.

Приложение 3. Образец описания местоположения земельного участка

Схема расположения земельного участка (ЗУ) представляет собой план местности, на котором изображены границы образуемого ЗУ (или нескольких участков) на кадастровом плане территории.

Описание границ местоположения земельного участка образец

Описание местоположения границ земельного участка образец

Повторные измерения подтвердили наличие ошибок в местоположении границ и площадей этих участков. Различия в значении координат в сравнении со сведениями ГКН в некоторых случаях достигают 5,40 метра, что позволяет сделать однозначный вывод о наличии кадастровых ошибок. По земельному участку с кадастровым номером хх:хх:ххххххх:хх допущена ошибка в местоположении одной характерной точки фасада участка ликвидируемая точка хх. По актуальным сведениям ГКН ширина этого участка составляет 20, м.

Уточнение местоположения границ и или площади земельного участка — комплекс работ и процедур, направленных на установление и юридическое закрепление границ земельного участка с определением координат характерных поворотных точек границ с нормативной точностью. Данное определение достаточно сложное для восприятия, однако содержит в себе очень простой смысл. Несмотря на то, что у Вас на руках могут быть казалось бы все необходимые документы на землю свидетельство о праве собственности, кадастровый паспорт , этого может быть недостаточно для гарантии нерушимости неприкосновенности границ земельного участка. Кроме того, широкое распространение получило оформление земельных участков в порядке, установленном так называемым «Законом о дачной амнистии». Поэтому только закрепление границ земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства в том числе с необходимой точностью определения координат , гарантирует защиту Вашей собственности от посягательств посторонних лиц.

Читать еще:  Обязанности и функции риэлтора по недвижимости

Описание прохождения границы земельного участка

Здравствуйте. При уточнении ЗУ один из смежных ЗУ стоит на кадастровом учете ( является ранее учтенным), но его координатные не соответствуют фактическим. Получается, что между образуемся пустота(межполосица).Как правильно описать границу в этом случае?

В противном случае имеется кадастровая ошибка В одном из городских судов Владимирской области рассматривалось дело по иску об устранении препятствий в пользовании земельным участком, возложении обязанности перенести забор и по встречному иску об исправлении кадастровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков.

Образец описание местоположения границ земельного участка

Для уточнения местоположения границ земельного участка необходимо земельного участка и (или) изменением описания местоположения его. ОПИСАНИЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ГРАНИЦ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА. Примерная форма заключения о расположении объекта недвижимого имущества.

Во-вторых, исчерпывающе определены лица, имеющие право участвовать в согласовании границ. В-третьих, законом установлено, что возражения заинтересованных лиц могут касаться только местоположения соответствующих границ, и такие возражения должны быть обоснованы.

Приказ Минэкономразвития России от 03.06.2011 N 267 (ред. от 06.04.2018) Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 3 июня 2011 г. N 267

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА

ОПИСАНИЯ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ГРАНИЦ ОБЪЕКТОВ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ «О землеустройстве» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 26, ст. 2582; 2005, N 30, ст. 3098; 2006, N 50, ст. 5279; 2008, N 20, ст. 2251; N 30, ст. 3616) и пунктом 5.2.28.6 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 24, ст. 2867; N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378; N 18, ст. 2257; N 19, ст. 2344; N 25, ст. 3052; N 26, ст. 3190; N 38, ст. 4500; N 41, ст. 4777; N 46, ст. 5488; 2010, N 5, ст. 532; N 9, ст. 960; N 10, ст. 1085; N 19, ст. 2324; N 21, ст. 2602; N 26, ст. 3350; N 40, ст. 5068; N 41, ст. 5240; N 45, ст. 5860; N 52, ст. 7104; 2011, N 6, ст. 888; N 9, ст. 1251; N 12, ст. 1640; N 14, ст. 1935; N 15, ст. 2131; N 17, ст. 2411, ст. 2424), приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок описания местоположения границ объектов землеустройства.

Приказом Минэкономразвития России

от 03.06.2011 N 267

ОПИСАНИЯ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ГРАНИЦ ОБЪЕКТОВ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

1. Настоящий Порядок определяет правила описания местоположения границ территорий субъектов Российской Федерации, границ территорий муниципальных образований, а также границ частей указанных территорий (далее — объекты землеустройства).

2. Описание местоположения границ объектов землеустройства осуществляется с использованием сведений Единого государственного реестра недвижимости, документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документов государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, сведений и документов государственных картографо-геодезических фондов и иных предусмотренных законодательством документов и сведений.

3. Местоположение границ объекта землеустройства устанавливается посредством определения плоских прямоугольных координат характерных точек границ объекта землеустройства (то есть точек изменения описания границ и деления их на части) в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости (далее — установленная система координат).

4. Координаты характерных точек границ объектов землеустройства определяются с точностью не ниже точности картографической основы Единого государственного реестра недвижимости, принятой на территории, на которой размещается граница объекта землеустройства.

Если часть границы объекта землеустройства совпадает с частью границы учтенного в Едином государственном реестре недвижимости земельного участка, то в качестве описания местоположения такой части границы объекта землеустройства принимается указанная часть границы земельного участка, за исключением случаев, если сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границы такого земельного участка требуют уточнения.

5. Описание местоположения границ объектов землеустройства может осуществляться с целью внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах объектов землеустройства или с целью изменения (уточнения) сведений о границах объектов землеустройства, которые ранее были внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

5.1. Описание местоположения границ объектов землеустройства, которое осуществляется с целью внесения сведений о таких границах в Единый государственный реестр недвижимости, может производиться как в отношении всей границы объекта землеустройства, так и в отношении части (частей) его границы. Описание границы объекта землеустройства может быть представлено в виде:

— одного замкнутого контура (полигона);

— нескольких замкнутых контуров (полигонов);

— отрезков прямых или ломаных линий.

5.2. Включенные в Единый государственный реестр недвижимости сведения о границах объекта землеустройства могут изменяться (уточняться):

— по результатам кадастровых работ в отношении границ земельного участка (участков), если часть границы объекта землеустройства должна совпадать с частью границы указанного земельного участка, при условии, что граница такого земельного участка определялась с более высокой точностью, чем граница объекта землеустройства;

— по результатам работ по установлению на местности границ объектов землеустройства;

— в случаях изменения описания местоположения границ объектов землеустройства или прохождения Государственной границы Российской Федерации, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

6. При описании местоположения границ объекта землеустройства необходимо учитывать следующие требования.

6.1 — 6.2. Утратили силу. — Приказ Минэкономразвития России от 06.04.2018 N 177.

6.3. Административные границы не должны пересекать границы земельных участков в соответствии с внесенными в Единый государственный реестр недвижимости сведениями о таких земельных участках.

6.4. Территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения. Территория поселения не может входить в состав территории другого поселения и должна полностью входить в состав территории муниципального района. Территория городского округа не входит в состав территории муниципального района.

6.5. Если характерные точки устанавливаемой административной границы совпадают с характерными точками ранее установленной административной границы, в качестве описания местоположения такой устанавливаемой границы принимается описание ранее установленной административной границы.

7. При описании местоположения административных границ дополнительно составляется текстовое описание местоположения административной границы относительно природных и созданных трудом человека объектов (базисов). При выборе базисов принимается во внимание обеспечение их долговременной сохранности.

Количество точек, в которых изменяется текстовое описание местоположения границ объекта землеустройства, и количество характерных точек границ может не совпадать.

Текстовое описание местоположения границ может составляться в отношении других объектов землеустройства, если предусмотрено соответствующим договором подряда.

8. В результате описания местоположения границ объекта землеустройства составляется карта (план) объекта землеустройства. Карта (план) объекта землеустройства оформляется в виде бумажного и (или) электронного документа в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. N 621 «Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению» .

Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 32, ст. 4038.

При описании местоположения границ объекта землеустройства карта (план) объекта землеустройства составляется на территорию, не превышающую одного кадастрового округа.

Сведения о земельных участках, расположенных в границах объекта землеустройства, в карту (план) соответствующего объекта землеустройства, подготовленную в результате описания местоположения границ объекта землеустройства, не включаются.

Текстовое описание местоположения границы объекта землеустройства включается в состав карты (плана) объекта землеустройства в графу «Описание прохождения части границ» реквизита «Сведения о частях границ объекта землеустройства» раздела «Сведения о местоположении границ объекта землеустройства».

Для оформления графической части карты (плана) объекта землеустройства, подготовленной в результате описания местоположения границ объекта землеустройства, используются материалы и данные картографических работ масштаба 1:100000 и крупнее.

абзацы шестой — седьмой утратили силу. — Приказ Минэкономразвития России от 06.04.2018 N 177.

9. Материалы, полученные в результате выполнения землеустроительных работ по описанию местоположения границ объекта землеустройства, комплектуются в землеустроительное дело.

В землеустроительное дело включаются:

— документы (в том числе фрагменты и извлечения из таких документов), указанные в пункте 2 настоящего Порядка;

— карта (план) объекта землеустройства.

Один экземпляр землеустроительного дела по описанию местоположения границ объекта землеустройства передается в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

10. При описании местоположения границ между субъектами Российской Федерации в результате установления (изменения) таких границ соответствующая граница описывается в установленных системах координат.

Карта (план) объекта землеустройства составляется в отношении границы между субъектами Российской Федерации с учетом необходимости внесения сведений о такой границе в соответствующие смежные кадастровые округа в двух экземплярах с указанием координат характерных точек в системе координат каждого из смежных кадастровых округов.

В случае если местоположение характерных точек границы между субъектами Российской Федерации определялось также в единой государственной системе координат, список координат характерных точек такой границы, определенных в единой государственной системе координат, включается в землеустроительное дело, сформированное в отношении данной границы.

Составленная в отношении границы между субъектами Российской Федерации карта (план) объекта землеустройства согласовывается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в отношении которых устанавливалась (уточнялась) граница между субъектами Российской Федерации.

В землеустроительное дело, скомплектованное в двух экземплярах по результатам землеустроительных работ по описанию местоположения границы между субъектами Российской Федерации, помещаются два экземпляра согласованной указанными органами государственной власти карты (плана) объекта землеустройства, составленной в системе координат каждого из смежных кадастровых округов. Землеустроительное дело в двух экземплярах передается в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Судебная практика и законодательство — Приказ Минэкономразвития России от 03.06.2011 N 267 (ред. от 06.04.2018) Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства

на комплектность представленной документации в соответствии с пунктом 9 Порядка описания местоположения границ объектов землеустройства, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 03.06.2011 N 267;

на соответствие карты (плана) объекта землеустройства, содержащейся в документации, форме и требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 N 621.

Согласно Порядку описания местоположения границ объектов землеустройства, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 03.06.2011 N 267, описание местоположения границ объектов землеустройства, которое осуществляется с целью внесения сведений о таких границах в ЕГРН, может производиться как в отношении всей границы объекта землеустройства, так и в отношении части (частей) его границы. Описание границы объекта землеустройства может быть представлено в виде:

Кроме того, согласно пункту 4 Порядка описания местоположения границ объектов землеустройства, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 3 июня 2011 г. N 267, координаты характерных точек границ объектов землеустройства определяются с точностью не ниже нормативной точности определения координат характерных точек границ земельных участков, в пределах которых расположены такие характерные точки границ объектов землеустройства.

Аналогичное положение содержит Порядок описания местоположения границ объектов землеустройства, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 3 июня 2011 г. N 267.

Согласно пункту 6 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре) осуществление государственного кадастрового учета, приостанавливается если одна из границ образуемого земельного участка пересекает границу территориальной зоны, за исключением случая, если органом кадастрового учета выявлена воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в определении местоположения границы такой территориальной зоны в документе, на основании которого внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, или если образуемый земельный участок предназначен для размещения линейных объектов, а также в иных случаях, установленных федеральным законом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Вадим/ автор статьи
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридический портал
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock
detector