Статья 5

Статья 5. Обязанность лица произвести отчуждение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, которые не могут ему принадлежать на праве собственности

Статья 5. Обязанность лица произвести отчуждение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, которые не могут ему принадлежать на праве собственности

См. комментарии к статье 5 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ в пункт 1 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

1. В случае, если в собственности лица по основаниям, допускаемым законом, оказались земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или доля в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и это влечет за собой нарушение требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, такие земельный участок (часть земельного участка) или доля должны быть отчуждены собственником. Отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенных до вступления в силу настоящего Федерального закона, должно быть осуществлено в течение года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Земельные участки или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенные после вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат отчуждению в течение года со дня возникновения права собственности на эти земельные участки или права собственности на доли в праве общей собственности на земельный участок. В случае отчуждения этих земельных участков или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения субъекту Российской Федерации либо в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальному образованию преимущественное право на заключение договора аренды этих земельных участков или выделенных в счет земельных долей земельных участков имеют лица, осуществляющие отчуждение этих земельных участков или земельных долей.

Читать еще:  Как заказать кадастровый паспорт через Госуслуги

Информация об изменениях:

В случае, если при нарушении требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона собственник не произведет в течение срока, установленного настоящим пунктом, отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее — орган регистрации прав), обязан в течение десяти дней в письменной форме известить об этом орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

2. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня, когда ему стало известно о нарушении требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, обязан обратиться в суд с заявлением о понуждении такого собственника к продаже земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на торгах (конкурсах, аукционах).

3. В случае отсутствия лица, изъявившего желание приобрести земельный участок или долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, этот земельный участок или эту долю должен приобрести субъект Российской Федерации либо в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, должно приобрести муниципальное образование по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности.

Некоторые вопросы отчуждения земельного участка сельскохозяйственного назначения

Статья 8 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон об обороте земель с/х назначения) устанавливает преимущественное право субъекта РФ/муниципального образования на покупку земельного участка сельскохозяйственного назначения у хозяйствующего субъекта по цене, за которую он продается, а также обязательство продавца участка известить уполномоченные органы о намерении продать участок.

Читать еще:  Уборка подъездов: правила, нормы, законодательные акты, куда жаловаться

Из буквального толкования данной нормы следует, что обязательное уведомление требуется только в случае, когда соблюдены следующие два условия:

1. заключается договор купли-продажи земельного участка;

2. отчуждается целый земельный участок.

Условие первое

Следует заметить, что речь идет не о любом отчуждении, а именно об отчуждении путем заключения договора купли-продажи земельного участка. Суды также толкуют данную норму буквально.

Анализ судебной практики показывает, что отчуждение земельного участка, например, путем заключения договора мены (Постановление АС МО от 16.06.2015 по делу N А41-58645/14), договора дарения (Постановление АС МО от 10.09.2015 по делу N А41-25833/14) или соглашения об отступном (Постановление АС СЗО от 06.04.2016 по делу N А56-52993/2015, Постановление ФАС ПО от 09.10.2012 по делу N А55-32638/2011), не является основанием для возникновения у субъекта РФ/муниципального образования преимущественного права на покупку земельного участка.

Условие второе

Здесь стоит обратить внимание на то, что речь идет о земельном участке, как объекте права. И не идет речь о доле в праве собственности на земельный участок. Опять же, из буквального толкования ст. 8 Закона об обороте земель с/х назначения этого не следует.

А что если одному хозяйствующему субъекту принадлежит 100 % доли в праве собственности на земельный участок и он решил продать эти 100 %?

Действительно, в практике встречаются такие ситуации, когда право собственности хозяйствующего субъекта на весь земельный участок зарегистрировано как 100 % доли в праве собственности.

Как правило, договоры купли-продажи, в рамках которых продавец отчуждал 100 % доли в праве на земельный участок, суды признавали действительной сделкой. Невзирая на то, что по факту был отчужден весь земельный участок. Например, путем заключения двух-трех договоров купли-продажи долей в праве собственности на земельный участок в течение короткого периода времени (судебные дела №№ № А41-15368/11, А13-11468/2008).

Читать еще:  Внесение изменений в кадастровый паспорт: пошаговая инструкция

Однако недавно я обнаружила интересное Определение ВС РФ от 28.09.2015 № 310-ЭС15-11461, а через него и судебное дело, № А68-10505/2014. Собственно чем примечательно это дело для меня?

Фабула дела такова. Договор купли-продажи ½ доли в праве собственности на земельный участок признан ничтожным в связи с тем, что субъект РФ не был уведомлен о совершении данной сделки в порядке ст. 8 Закон об обороте земель с/х назначения.

Как указывает суд, на момент заключения оспариваемого договора купли-продажи продавец имел в собственности земельный участок, а не долю в праве собственности. Права долевой собственности на участок не существовало. В результате заключения двух договоров купли-продажи ½ доли в праве собственности на земельный участок продавец в один день произвело отчуждение целого земельного участка покупателям, проживающим по одному адресу.

Суд обратил внимание на то, что договоры купли-продажи долей были объединены одной целью – отчуждение всего земельного участка.

Ранее суды игнорировали этот момент даже в тех случаях, когда было вполне очевидно, что целью сделки было отчуждение целого земельного участка.

Сложно сказать насколько позиция судов по данному делу внесет коррективы в сложившуюся судебную практику. Вместе с тем, полагаю разумным учитывать наличие данного судебного дела при структурировании сделок по отчуждению земельных участков сельскохозяйственного назначения.

Ссылка на основную публикацию